Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Колыбель цивилизации кренится,

Колыбель цивилизации кренится,

image_pdfimage_print

но Евросоюз не допустит дефолта Греции  

Угроза банкротства в одной отдельно взятой стране Европейского Союза, сулящего неисчислимые беды для единой валюты сообщества, сплотила национальных лидеров во время очередного антикризисного саммита 24 июня в Брюсселе. В большинстве столиц, за малым исключением, не осталось сомнений: если не пойти вновь с шапкой по кругу и не скинуться еще на один многомиллиардный кредит для Греции, то затрещит и развалится зона евро, и тогда не поздоровится всем.

Первоначально оговоренные финансовые вливания в размере 110 миллиардов евро от ЕС и МВФ оказались недостаточной платой за выздоровление экономики Греции, отягощенной государственным долгом почти в 350 миллиардов евро. Требуется, по меньшей мере, сопоставимая сумма дополнительных займов, чтобы бухгалтерские книги можно было читать без ужаса в глазах и содрогания всем телом. На саммите были очерчены контуры и детализировано содержание пятилетнего плана спасения колыбели цивилизации.

Профессиональный провидец Нуриель Рубини, тот самый, что предсказал нынешний глобальный финансовый кризис, уже давно предрекал, что запутавшейся в долгах, как в шелках, Греции, реструктуризации не избежать — весь вопрос только в том, будет ли она упорядоченной или хаотичной.

Евросоюз выбрал первый вариант. Однако очередные «подъемные» для греческой экономики обусловлены еще более брутальными требованиями. Продолжить сокращение рабочих мест в госсекторе, что обернется уведомлением об увольнении для 150 тысяч служащих. Продолжить урезание зарплат и пенсий. Заморозить социальные программы. Выставить на продажу лакомые куски государственной собственности, что, по предварительным подсчетам, должно принести в казну 50 миллиардов евро.

Нужно будет стабилизировать бюджет, чего бы это ни стоило. Прежде кабинет премьер-министра Георгиоса Папандреу отказался было от некоторых жестких способов экономии — и очутился перед фактом, что недосчитался 5,5 миллиарда евро. Понятно, что корректировка сметы расходов стоит немало. Правительству, как отмечает газета «Уолл-стрит джорнэл», пришлось теперь согласиться на то, чтобы расширить круг подлежащих налогообложению граждан, для чего понизили минимальный уровень необлагаемых доходов. Плюс решено ввести т.н. «кризисный налог» в размере 1-5% от доходов.

Оптимистические прогнозы аналитиков ЕС утверждают: если греческий парламент одобрит все эти драконовские меры, устанавливающие режим чрезвычайной экономии, то уже в 2013 году экономика страны оправится и возобновит положительный рост. Ставший поневоле кризисным управляющим премьер Г.Папандреу под обещание ЕС поддержать Грецию материально и финансово заявил о своей уверенности в здравомыслии соотечественников, особенно обладающих парламентскими мандатами. Увы, помимо оппозиционных депутатов, которых еще предстоит убедить, есть и профсоюзы, и движение «разгневанных граждан», знающих толк в стачке и верящих в ее силу.

Показательно, что психологическую помощь правительство Папандреу получило из страны, которую греки кляли последними словами за эгоизм и скаредность. Во-первых, неожиданно канцлер Германии Ангела Меркель призвала греческую оппозицию проявить чувство ответственности за судьбу страны и не противиться, естественно, мало популярным мерам по выходу из кризиса. Во-вторых, в Германии, выступившей в силу своего экономического потенциала главным спонсором антикризисных финансовых инъекций, изменился вектор настроений. Согласно опросу, проведенному телекомпанией АРД, 60% респондентов поддерживают выделение в пожарном порядке дополнительных средств для вызволения Греции из финансовой ямы.

Результаты опроса можно расценить не только как проявление великодушия и жертвенности, но и трезвого расчета, учитывая, насколько широко распространились суждения алармистов о том, что дефолт Греции увлечет за собой в пропасть и остальных членов эксклюзивного евро-клуба.

Эксперты из международного Центра экономических и бизнес-исследований (ЦЭБИ) ни испытывают никаких сомнений в том, что рано или поздно Греция выйдет из еврозоны. По их логике, расплатиться по старым и новым кредитам потомки эллинов не смогут ни при каких обстоятельствах. Требуются настолько сильно действующие лекарства, что они могут оказаться хуже самой болезни. Для излечения греческого синдрома потребуется сохранять длительное время предельно низкие учетные ставки — для поощрения инвестиций, держать на высоком уровне налоговые ставки и при этом гарантировать устойчивый и существенный экономический рост.

Достижимо? Возможно. Но вместе с коллегами исполнительный директор ЦЭБИ Дуглас Маквильямс убежден, что евро, крепнущий на фоне доллара, сжатие расходной части бюджета в паре с обремененностью внешней задолженностью и другие немилосердные условия преодоления кризиса помешают странам Южной Европы выйти из испытаний без потерь. Маквильямс предсказывает расширение пропасти между периферией и сердцевиной еврозоны, что будет консервировать ситуацию с «Европой двух скоростей», вызывая недовольство равно как бедных, так и богатых стран.

Завершающий вывод-прогноз Маквильямса звучит как эпитафия: «Рано или поздно и сами греки, и международное сообщество устанут от этой бессмысленной борьбы, что приведет к развалу валютного союза».

…Еще одним достижением, хотя и спорным, брюссельского саммита стало решение сохранить за государствами шенгенской зоны право на временное введение контроля при пересечении внутренних границ. Случись худшее, например, хлынет поток экономических беженцев, как это произошло в Италии после начала боевых действий в Ливии, и правительства будут иметь полное «брюссельское право» закрыть на некоторый период времени национальные границы для нежелательных мигрантов.

Таковы последствия «синдрома Лампедузы», когда кабинет министров Сильвио Берлускони однозначно дал понять, что не намерен принимать у себя незваных гостей, но зато готов выдать им проездные документы, чтобы они отправились далее скитаться по европейским просторам в поисках нового ПМЖ.

Наконец, третьей вехой саммита стало утверждение на посту главы Европейского центробанка итальянца Марио Драги взамен француза Жана-Клода Трише. Его кандидатура вызывала сомнения, навеянные строкой в его биографии: однажды он работал на «Голдман Сакс», коммерческий банк с преимущественно американскими капиталами, отмеченный многими скандальными историями (см. «Искусство жить в долг, или Как инвестбанк «Голдман Сакс» помог обмануть Евросоюз», «Вся Европа» №3(42), 2010).

Тем не менее, перевесили аргументы «за»: Марио Драги обладает опытом кризисного менеджера — занимал руководящий пост в Совете финансовой стабильности Европы, при этом способен обеспечить преемственность, поскольку разделяет взгляды предшественника на монетарную политику.

В каком-то смысле М.Драги — информированный реалист (подчас — синоним пессимиста), и это побуждает его со всем трепетом и интеллектуальной сосредоточенностью относиться к греческой болезни. Он уверен, что если Греция, не дай бог, захлебнется, то потащит на дно всех остальных.

…Брюссельский антикризисный саммит стал торжеством солидарности над национальным эгоизмом. Колыбель европейской цивилизации накренилась еще пуще, но ей подставили плечо. Коллективное плечо.

Владимир МИХЕЕВ

№6(56), 2011