ЕС: безопасность или свобода передвижения?


Вот в чём вопрос

Проблема охраны границ Евросоюза выдвигается на первый план в повестке дня и нового состава Европейской Комиссии. Дополнительную остроту ей придают не только многочисленные нелегальные иммигранты, но и собственные граждане, возвращающиеся с боевых действий в Сирии и Ираке – обладатели европейских паспортов, которые воюют на стороне джихадистов.

Число таких боевиков растет день ото дня. По последним оценкам Брюсселя, 3-4 тысячи жителей «двадцати восьми» проходят «боевое крещение» на Ближнем Востоке, и их возвращение домой представляет серьезнейшую угрозу безопасности. Норвежские военные аналитики предупреждают: по меньшей мере, один из каждых девяти вернувшихся готов направить оружие против новой родины. Это подтвердила трагедия в Еврейском музее Брюсселя 24 мая, когда француз Мехди Неммуш убил четверых беззащитных людей. Бойня случилась в «столице» Европейского Союза…

Особую тревогу властей ЕС вызывает нынешняя активность в Ираке и Сирии группировки «Хорасан», которая возникла в Афганистане и считается одним из ответвлений печально знаменитой террористическими актами «Аль-Каиды». Эта организация, как заявил координатор антитеррористической деятельности в Евросоюзе Жиль де Кершов, провозгласила своей главной целью борьбу с Западом.

По его словам, большинство европейских сторонников джихада отправляются на Ближний Восток самолетами через Турцию, а оттуда добираются в зону конфликта наземным транспортом. Поэтому необходимо установить более жесткий и систематический контроль, прежде всего, за такими авиапассажирами, возвращающимися в шенгенскую зону из третьих стран. В поддержку этой меры выступает ряд государств ЕС, включая Германию и Францию. Но антитеррористические власти намерены утвердить гораздо более радикальную инициативу – создать особую электронную базу (общеевропейский регистр) для фиксирования всех перемещений авиапассажиров из стран Евросоюза и обратно. Ведь сейчас существует парадоксальная ситуация, когда каждое государство ЕС обязано предоставлять такие сведения по требованию властей США, но сами единой базой не располагают. Попытка ввести подобную меру натолкнулась в прошлом году на сопротивление Европейского Парламента, усмотревшего в этом «возможность вторжения в частную жизнь граждан», хотя сбор соответствующей информации не предполагал таких чувствительных аспектов, как национальность, вероисповедание и сексуальная ориентация. Похоже, правительства многих стран ЕС намерены предпринять новую попытку протолкнуть это предложение через законодательный орган.

Между тем, власти некоторых государств продолжают сообщать данные о вероятных джихадистах – собственных гражданах. Больше всего таковых во Франции (около 900), далее идут Великобритания, Германия и Бельгия. В этой статистике много неточностей, поскольку в разных странах она ведется неодинаково: в некоторых в список вносят всех выезжающих в Ирак и Сирию, в других из общего числа вычитают вернувшихся оттуда граждан. Но во всех столицах сходятся во мнении, что армия «внутренних врагов» на территории ЕС растет угрожающими темпами, и с этим срочно надо что-то делать. В Брюсселе понимают, что если на территории Евросоюза, не дай бог, произойдут масштабные теракты, то принципом свободы передвижения европейских граждан, скорее всего, придется пожертвовать. А ведь это – одно из главных завоеваний единой Европы.

Александр СОКОЛОВ