Главная > Дневник событий > Политика > Испания: результат один – оценки разные

Испания: результат один – оценки разные

dop-Katalonja_
image_pdfimage_print

Референдум в Каталонии заменили опросом о независимости

Запрещённый центральным правительством Испании референдум в Каталонии, и потому названный «неофициальным опросом граждан» сторонниками выхода этой автономной области из состава королевства, состоялся, как и было запланировано, 9 ноября (см. «Испания: страсти по «9-N», №11(92), 2014). В тот воскресный день к урнам явились примерно два миллиона, или 36% избирателей, а положительно на двойной вопрос: «Должна ли Каталония стать государством?» и если – да, то «Должна ли она обрести независимость?» ответили около 81% (33,5% каталонцев, имеющих право голоса). Такая статистика позволяет Барселоне и Мадриду по-разному оценивать результаты неофициального плебисцита – и как победу «Да», и как провал усилий регионального правительства мобилизовать население на убедительную демонстрацию под лозунгом «Прощай, Испания!». Отметим, что в надежде привлечь к участию в этой кампании около 5,5 миллиона человек, власти автономии разрешили голосовать 16-летним гражданам и проживающим здесь иностранцам.

Весьма неприятным для главы правительства Каталонии Артура Маса итогом голосования 9 ноября может стать привлечение этого деятеля к ответственности за непослушание Конституционному суду Испании, злоупотребление властью и незаконное расходование бюджетных денег. Этот опрос не имеет юридически обязывающих последствий, он лишь наделяет политическим мандатом Барселону на переговоры с центральным правительством. Однако А.Мас полон решимости организовать «окончательный референдум», которым станут досрочные выборы в этой автономной области, причём в единый список для голосования будут внесены все местные партии и группировки, настроенные на завоевание суверенитета, и имеющие сейчас большинство мест в региональном парламенте. В случае победы планируется провозгласить независимость в одностороннем порядке.

Возможно ли замирение центрального правительства и каталонских властей? Судя по всему, нет, ведь премьер-министр Испании Мариано Рахой, чья «Народная партия» обладает абсолютным большинством мест в парламенте, даже слышать не хочет о конституционной реформе, которая превратила бы королевство в конфедеративное государство, за что выступает, кстати, ведущая оппозиционная сила – социалистическая партия.

Между тем, политологи и экономисты в Мадриде и Барселоне уже прикидывают, во что обошлось бы отделение Каталонии от остальной части страны. Выводы звучат прямо противоположные. Однако, отчалив в самостоятельное плавание, эта наиболее развитая экономически автономная область Испании одновременно покинула бы и Европейский Союз, и зону евро, и лишилась бы поддержки Европейского центрального банка. Притом, что дефицит её государственного бюджета сейчас достигает 57 миллиардов евро (почти треть ВВП, образующего, кстати, 19% общеиспанского). Уже в 2014 году объем иностранных инвестиций в Каталонии резко сократился, и ничто не говорит о том, что они хлынут в гипотетическое каталонское государство. К тому же Барселоне вряд ли удастся компенсировать исторически преимущества давно сложившегося внутреннего рынка Испании переориентацией на более конкурентный – международный.

Сторонники выхода Каталонии из королевства полагают, что их страна сможет продолжать использовать евро, как это происходит в Черногории и Косово, не входящих в валютный союз ЕС, но тогда каталонская финансовая система подвергалась бы серьезным испытаниям при любом кризисе в зоне евро. А попытка добиться валютного соглашения с Брюсселем, как это удалось сделать крошечной Андорре, потребовала бы многолетнего переговорного процесса.

Андрей СМИРНОВ

№11(93), 2014