Нелегкое полугодие

image_pdfimage_print

Ответственность за координацию деятельности ЕС легла на плечи Швеции

Так уж задумали отцы-основатели Европейского Союза: бразды председательства в нем переходят каждые полгода от одного государства к другому. У этой практики есть свои достоинства и недостатки. Первые очевидны: ротация позволяет правительственным аппаратам союзных государств теснее соприкоснуться с тем, как ведется практическая работа по интеграции, освоиться в коридорах и кабинетах аппарата Европейской Комиссии.

Однако не менее очевидны и недостатки: если национальный правительственный аппарат что называется «не тянет», то и дела целых полгода будут идти ни шатко, ни валко. Примеры? Как говорится, не хотелось бы указывать пальцем, да деваться некуда… Считается, что в 2003 году неважно справилась со своей задачей координатора и модератора Италия: слишком уж сильно перетряхнул аппарат импульсивный Сильвио Берлускони.

Да что далеко ходить за примерами! В первой половине этого года все слабые и сильные стороны принципа ротации ярчайше проявились на примере Чехии, имеющей шанс на долгие годы стяжать себе сомнительную славу самой беспомощной страны-председателя. Президент республики Вацлав Клаус поднял планку евроскептицизма так высоко, как только смог, хотя с утверждениями о необоснованности некоторых его упреков нельзя не согласиться. Европейская пресса обвиняла его и в том, что он активно использовал председательство Чехии в ЕС во внутриполитических играх.

Тогдашний глава пражского правительства Мирек Тополанек тоже не блеснул на европейской сцене ничем примечательным. Кроме, разве что, высказывания, адресованного безработным европейцам: «Когда человек ищет работу, он ее находит». Произносить назидания в подобном тоне в разгар самого масштабного за последние десятилетия финансово-экономического кризиса, это примерно то же самое, что совать горящую палку в муравейник.

Правда, когда в начале мая у руля в Праге встал Ян Фишер, хаос, по мнению искушенных экспертов, в значительной степени прекратился, и за оставшееся время даже удалось добиться определенного прогресса в регулировании финансовых рынков и получить от Ирландии однозначные гарантии того, что в октябре она проведет референдум по Лиссабонскому договору.

Но сделать это удалось в основном потому, что аппарат Европейской Комиссии, те самые брюссельские бюрократы, которых в Европе не ругает только ленивый, ни на один день не прекращают крутиться как мощно заведенный маховик и стараются компенсировать все провалы коллег из национальных команд. Разумеется, потом им достается за то, что они вечно все переиначивают на свой манер, пренебрегают национальной спецификой, оставляют в загоне региональные инициативы и тому подобное. Однако, все они народ достаточно опытный для того, чтобы прикрыть свою… м-мм… спину с помощью всех необходимых директив и согласований, циркуляров и приоритетов. Бюрократов и в самом деле есть за что критиковать, но без их демпфирующей функции механизм евроинтеграции имел бы куда больше шансов пойти вразнос.

Однако когда председательствует государство целеустремленное и искренне преданное европейской идее – Германия, Франция, Люксембург, Швеция (перечень легко продолжить) – в Брюсселе могут вздохнуть свободнее: вожжи в надежных руках.

Кстати о Швеции. Главе ее правительства Фредрику Райнфельдту предстоят весьма нелегкие шесть месяцев. Под его водительством европейский драккар должен проскользнуть между Сциллой и Харибдой экономического кризиса и окончательно выбраться в спокойные воды. Надо установить полный контроль над финансовыми рынками, потихоньку начать срывать горы миллиардных долгов, продвигать вперед переговоры с США, Китаем и Индией по проблеме сохранения климата и завершать тонкую настройку Лиссабонского договора с тем, чтобы он, наконец, прошел процедуру ратификации через успех в октябре на повторном референдуме в Ирландии.

Можно долго спорить о том, оправдана ли была затея с созданием европейской конституции в каком-либо виде, но сейчас положение таково, каково оно есть: еще одного провала на этом направлении ЕС не может себе позволить. Ведь попытки определить взаимоприемлемые направления реформ – насущно необходимых, заметим, реформ! – продолжаются в Европейском Союзе уже десять лет. Срок более чем достаточный, чтобы намертво дискредитировать любую идею. Неудача приведет к тому, что ЕС останется только побито зализывать раны и делать это при всеобщем обозрении, да еще под шквалом насмешек и критики – как справедливой, так и заушательской.

А если реформаторский договор все же вступит в силу, то на Швецию обрушится целая куча проблем, решать которые придется без промедления. Будет создаваться новая европейская дипломатическая служба, на передний план выйдет фигура президента ЕС, и вся тщательно сконструированная и уравновешенная система власти в Союзе подвергнется серьезнейшим испытаниям. Несомненно, начнется борьба за должности и влияние, отстаивание престижа и продвижение национальных – а куда же без них? – интересов. И опять-таки координировать этот процесс и посредничать между членами клуба придется Фредрику Райнфельдту.

В общем, перед главой шведского кабинета министров стоит задача поистине геркулесовского масштаба. Наиболее тесное партнерство в рамках Союза складывается у Стокгольма с Лондоном, Варшавой и – с некоторыми оговорками – с Берлином. Но искать и находить общую линию в оркестре, состоящем из 27 государств, сейчас весьма непросто. Взять хотя бы уже упомянутый вопрос об уменьшении долгового бремени. Швеция требует, чтобы на это счет была выработана совместная и вполне конкретная стратегия. Поддержка немцев в этом вопросе им обеспечена. А вот Франция, Италия и Греция не питают к этому никакого интереса. Они предпочли бы дождаться окончания кризиса, а там уже поговорить о консолидации, сетует берлинская газета «Вельт».

Или борьба с безработицей, которой должны заниматься, прежде всего, национальные правительства, но и Брюссель уделяет ей значительное внимание. Здесь подходов тоже хоть отбавляй. Шведы, верные несгибаемой социал-демократической традиции, готовы бросить миллиардные суммы на то, чтобы переобучать безработных, прилагать все усилия, дабы вернуть их к активной деятельности. Другие страны считают достаточным выплачивать им пособие по безработице – и с глаз долой!

В вопросе о регулировании финансовых рынков на тормоз обеими ногами жмет Лондон, всеми силами желающий сохранить за собой взлелеянный статус главной торговой площадки. Пока единообразные и действенные нормы финансового надзора еще далеки от того, чтобы стать реальностью.

Все непросто и с проблемой климата. Грядущая всемирная встреча на эту тему, которая предстоит в Копенгагене, не обещает быть легкой.

Еще один пример, вроде бы частный, а на самом деле весьма серьезный и сложный. Министры иностранных дел стран Союза дали Швеции мандат на то, чтобы до осени этого года с США был согласован и подписан договор, регулирующий право доступа Вашингтона к европейским финансовым данным. О чем идет речь?

«Свифт» – служба, оказывающая финансовые услуги и находящаяся в Бельгии – ежедневно выполняет 15 миллионов транзакций между 8300 банками. После 11 сентября 2001 года американцы под предлогом того, что надо вырвать финансовые корни терроризма, потребовали открыть им доступ к этим данным, что и было сделано. Судить о том, насколько действенной была эта мера в борьбе с «Аль-Каидой», могут только эксперты, но то, что это сделало прозрачным для США то, что европейские – да и все остальные тоже – банки обычно не спешат выставлять напоказ, совершенно очевидно.

Сейчас эта несколько затянувшаяся открытость стала изрядно угнетать европейцев, и они хотят привести ее в соответствие с существующими в Союзе установлениями по защите личных данных, к которым относится и размер банковского счета. Ведь бдительный Вашингтон отслеживает не только переводы из Германии в Саудовскую Аравию, но и из Берлина в Берлин! Не слишком ли? Вот и европейцы решили, что надо бы этот вопрос отрегулировать.

Зная характер американцев, можно легко предположить: то, на что они уже наложили лапу, полностью у них обратно выцарапать не удастся. Но отрегулировать это европейцам все же хотелось бы. Есть намерения поставить американских борцов с терроризмом под определенный общественный контроль. «Мы не подпишем никакой договор, который не будет соответствовать европейским законам о защите данных», – уверяет Гюнтер Глозер, статс-секретарь министерства иностранных дел ФРГ.

Звучит грозно, но вся конкретика на эту тему может проявиться только в процессе переговоров, которые, по легко объяснимым причинам, будут чрезвычайно непростыми. Тем более, что в дело намерен вмешаться Европейский Парламент, которому доселе в таких обсуждениях никто слова не давал. Окончательный договор с американцами будет подписан только после вступления в силу Лиссабонского договора, а тогда у парламентариев это право появится.

На этом фоне вопрос о вступлении в Европейский Союз островной Исландии, которым тоже доверено заниматься шведам, покажется безобидной формальностью: в конце концов, речь идет о члене Европейской ассоциации свободной торговли, уже принявшем две трети союзных законодательных установлений. Но не тут-то было!

Исландия будет всеми силами добиваться того, чтобы ее сельское хозяйство и рыболовная отрасль хотя бы на какое-то – желательно как можно более продолжительное – время подчинялись оговоркам, вводимым на переходный период. Брюссель это никак не устраивает, и перетягивания каната не миновать.

Исландия – не единственная проблема в сфере расширения ЕС. Австрия всеми силами продавливает ускорение переговоров о вступлении с Хорватией и запуск их с Албанией, стремясь вести их параллельно с исландскими. Это уже вызвало ряд критических замечаний, причем, особенно громко они прозвучали в Финляндии. А разруливать все придется опять-таки Швеции.

А ведь у главы стокгольмского правительства хватает забот и на внутреннем фронте. В 2010 году в стране предстоят выборы, и райнфельдтовский либерально-консервативный «Альянс за Швецию» намерен положить конец десятилетиям почти непрерывного господства социал-демократов на шведской политической сцене. Что ж, возможно этому 43-летнему энергичному политику и удастся со всем этим справиться.

Андрей ГОРЮХИН

Что собираются делать шведы в роли председателя ЕС?

«Европейское сотрудничество редко когда было так же нужно как сейчас. Мы живем в такое время, когда мир вокруг нас быстро меняется, а основные, общие для нас проблемы надо решать и на глобальном, и на региональном уровнях. ЕС устраняет барьеры и создает возможности. Мы должны вместе трудиться во имя Европы, беря на себя ответственность за экономику, социальную сферу, окружающую среду, безопасность и мир».

(Из рабочей программы Швеции)

Каковы же те крупнейшие проблемы, которые стали сейчас перед Европой? По мнению Стокгольма это – экономика, занятость и сохранение климата. И правда, экономическая ситуация пока остается весьма сложной, финансовых возможностей у государств Союза все меньше, а безработица осенью, видимо, продолжит расти. Поэтому Стокгольм призывает к совместным действиям, считая, что только так можно эффективно противостоять трудностям. И это совершенно справедливо, ведь первый удар кризиса ЕС удалось выдержать именно благодаря совместным действиям. И здесь Швеция хотела бы продолжить ту работу, которую до нее начала Франция и продолжила Чехия. Эта преемственность вполне оправдана.

Кроме того, рачительные северяне призывают уделять больше сил соблюдению финансовой дисциплины, видя в этом залог будущего здорового и устойчивого послекризисного развития. Стокгольм предлагает совместно обсудить вопрос о том, как навести порядок в общеевропейских финансах.

Поскольку кризис глобальный, то и ответ должен быть глобальным. Большую роль здесь, по мнению Стокгольма, мог бы сыграть такой важный форум как «двадцатка» (19 крупнейших экономик мира плюс ЕС). Швеция намерена приложить усилия к тому, чтобы к осени, когда состоится встреча «двадцатки», Европейский Союз выступил там весомо и согласованно, как и подобает экономическому гиганту.

Вообще, над усилением глобальной роли ЕС Швеция намерена потрудиться всерьез. В Стокгольме считают, что Союзу надлежит активнее проявлять себя в период международных кризисов и теснее сотрудничать с важными партнерами.

Будет продолжена реализация европейской политики добрососедства, причем Швеция стремится сфокусироваться на восточном и средиземноморском направлениях.

Во втором – «шведском» – полугодии Союзу предстоит провести встречи в верхах с рядом своих важных партнеров – Бразилией, Китаем, Индией, Россией, ЮАР, Украиной и США.

Кроме того, Швеция поставила перед собой задачу разработать долгосрочную программу сотрудничества в правоохранительной сфере, уже получившую название Стокгольмской. Она рассчитана на 2010-2014 годы и будет включать в себя такие сферы как полицейские, пограничные и таможенные вопросы, предоставление убежища, миграционная и визовая проблематика.

В области борьбы с преступностью подчеркивается необходимость трансграничного сотрудничества – как внутри Союза, так и с, что называется, «остальным миром». Предлагается улучшить обмен информацией, что жизненно важно для профилактики, предотвращения и расследования преступлений. Причем, ставится задача сбалансировать борьбу с преступностью с неукоснительным соблюдением прав человека.

В таком остром для Европейского Союза вопросе как предоставление убежища и противодействие незаконной миграции, программа председательства также подчеркивает необходимость согласованного подхода, введение прозрачных, понятных и точно регламентированных правил. В ней указывается, что ЕС, несмотря на растущую безработицу, все же нуждается в трудовой иммиграции, что вызвано прогрессирующим старением населения. Вот почему в Стокгольмскую программу предлагается включить перечень мер, которые могли бы способствовать такой иммиграции.

Ну, и о климате, точнее о том, что шведы собираются предпринимать в этом направлении в период своего председательства. Наиболее значительной задачей они считают то, что им предстоит руководить работой по подготовке Европейского Союза к его участию в конференции в Копенгагене, намеченной на декабрь этого года. Там должны быть намечены обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов на период до 2012 года. Это особенно важно потому, что Союз уже многие годы прилагает значительные усилия к сохранению экологического равновесия. В период французского председательства был принят целый ряд установлений, касающихся этой сферы. ЕС обязался к 2020 году снизить выбросы на 30% по отношению к 1990 году. Правда, при одном условии: если остальные промышленно развитые страны поступят аналогичным образом. В противном случае ЕС к 2020 году в одностороннем порядке сократит выбросы в атмосферу двуокиси углерода на 20% (в сравнении с 1990 годом). В то же время совершенно очевидно, что Европейский Союз, на чью долю приходится 14% мировых выбросов, решить эту проблему в одиночку не сумеет.

Для этого нужно, чтобы все промышленно развитые страны взяли на себя конкретные обязательства. На аналогичные шаги должны пойти и развивающиеся экономики. Очень важен и вопрос о том, кто профинансирует все эти мероприятия, в том числе и передачу развивающимся странам самых современных, экологически менее опасных технологий. Необходимо также развивать рынок по торговле квотами на выброс, что также потребует дополнительных затрат. Все это предстоит обсуждать в ближайшие месяцы.

И в этом вопросе опять-таки требуется единство в рядах ЕС. Иначе продвинуть вперед переговоры будет очень трудно. Однако, лидерство Европейского Союза, по мнению Швеции, сможет способствовать тому, чтобы в мире был осуществлен переход к экономически и экологически выгодному промышленному производству. Шведы намерены инициировать в рамках Союза широкую дискуссию на эту тему.

№7-8(35), 2009