Европейцев научат есть правильную рыбу


Принятая в супермаркетах, где отоваривается основная масса европейцев, маркировка рыбных продуктов вводит в заблуждение и сбивает с толку. Такой вывод содержится в недавнем детальном исследовании неправительственной организации, озабоченный интересами потребителей, которая называется Обществом по сохранению морской фауны.

В мае эта НПО, держащаяся на энтузиазме идеалистов, начала просветительскую кампанию в масштабах всего Евросоюза, призванную помочь покупателям лучше ориентироваться в дарах моря – для своего же блага, а не корысти ради производителей и рыбаков. Впрочем, не останутся в накладе и труженики моря, поскольку расширение ассортимента морепродуктов на столе будет означать более равномерное потребление рыбных ресурсов, а, следовательно, и сохранение экологического баланса.

Сейчас из информации на наклейках, которые можно найти на рыбных продуктах в торговых сетях, мало что можно понять. Питер Данкан, менеджер по вопросам сельскохозяйственных и рыбных продуктов, уверен, что необходимо указывать, была ли рыба искусственно выращена или поймана в дикой природе; откуда родом – с точным указанием района вылова; кто переработчик, наконец, и это самое главное, – нужно ввести систему «индикаторов питательной ценности».

Для наглядности и действенности эксперт предлагает установить цветовые обозначения по аналогии с уличным светофором: зеленый цвет – бери смело; желтый (авторы предпочли слово «янтарный»)– бери, но не усердствуй, да и то бери только изредка; красный – даже не вздумай.

С Питером Данканом солидарна Сью Дэвис, одна из руководительниц организации «Который?» (Which?), также ратующая за то, чтобы граждане европейских стран питались только здоровой и вкусной пищей, приносимой нам из морских вод и глубин.

Потребитель должен обладать всей полнотой информации, считают и в НПО «Который?», которая по этой причине весьма позитивно оценивает прошедшую в Британии по Четвертому каналу телевидения серию тематических передач с участием популярного писателя Хью Фернли-Витингстолла, посвященных рыбному вопросу. После того, как зрителям доходчиво объяснили, чем надлежит питаться, спрос на т.н. «альтернативные» сорта рыбы и рыбных продуктов резко подскочил.

Покупателям, комментирует этот сюжет британская «Гардиан», надо бы отказаться от привычных предпочтений и стать «более авантюрными» в своем выборе морепродуктов. Нет никакого сомнения, что в списке любимых даров моря останутся камбала, мидии и кальмары, но Общество по сохранению морской фауны сейчас взялось за пропаганду других сортов морепродуктов, занесенных им в «зеленый список», а именно: атлантический лосось, выращенный на специальных фермах, селедка из того же Северного моря, и макрель. В «красный список» занесены такие обитатели морских просторов, как акула, скат, угорь и марлинь.

Все намного сложнее с тунцом, весьма востребованным, например, как наполнитель сэндвичей, которые «офисный планктон» потребляет в обеденный перерыв. Тут надо быть особо бдительным: если имеешь дело с такой разновидностью, как «прыгающий тунец» – смело жуй, но если то был «тунец с голубым плавником» – отправь его в мусорное ведро…

Владимир МИХЕЕВ

№5(55), 2011