Выпуск №6, 2006

Дневник событий
no image
В фокусе

Германия реанимирует ратификацию конституции ЕС Испанская столица станет в конце января местом проведения неформальной встречи министров иностранных дел 18 стран Европейского Союза, которые уже ратифицировали единую европейскую конституцию. Цель совещания, инициированного Испанией и Люксембургом, – обсудить нынешнюю ситуацию вокруг этой...

Германия реанимирует ратификацию конституции ЕС Испанская столица станет в конце января местом проведения неформальной встречи министров иностранных дел 18 стран Европейского Союза, которые уже ратифицировали единую европейскую конституцию. Цель совещания, инициированного Испанией и Люксембургом, – обсудить нынешнюю ситуацию вокруг этой проблемы и наметить дальнейшие действия в помощь очередному председателю ЕС – Германии – в выработке аналитического доклада о конституционном договоре. Предполагается возможность внесения некоторых поправок в текст отвергнутой на референдумах во Франции и Нидерландах европейской конституции, чтобы попытаться вновь запустить процесс принятия этого документа. До сих пор проект конституции ратифицировали 18 стран из 25; при этом одним из условий принятия Болгарии и Румынии в Союз с 1 января 2007 года было их согласие с этим документом. В то же время, решение вопроса об одобрении конституции отложили Великобритания, Дания, Ирландия, Польша, Португалия, Чехия и Швеция. В июне прошлого года лидеры ЕС решили предоставить себе еще один год для размышления над этой проблемой, поскольку в первой половине 2007 года предстоят парламентские и президентские выборы во Франции, а в Нидерландах недавно состоялись всеобщие выборы. Правительство Германии считает одной из важнейших задач своего председательства в Союзе возобновление процесса ратификации, сокрушительный удар которому нанесли отрицательные итоги референдумов во Франции и Нидерландах весной 2005 года (документ вступит в силу, если будет одобрен всеми участниками ЕС). В Берлине подчеркивают, что это необходимо для нормальной деятельности общеевропейских учреждений в объединении, в которое входят уже 27 стран. Германские дипломаты не скрывают, что одновременно их страна стремится избежать или свести к минимуму влияние «неповоротливой брюссельской бюрократической машины», тем более, что крайним сроком решения этой проблемы является середина 2009 года, поскольку Ниццский договор предусматривает ряд институциональных изменений в ЕС – в частности, сокращение нынешнего числа членов Европейской Комиссии, – начиная именно с этого года. Для ускорения процесса в Берлине назначены два «шерпы» – от кабинета канцлера и от министерства иностранных дел Германии, чтобы выяснить мнение правительств остальных стран-участниц ЕС уже в первые месяцы председательства. Затем планируется подготовить обстоятельный доклад с предложениями о выходе из тупиковой ситуации. Немецкая сторона уверена: столь сложный и важный вопрос можно решать только на уровне глав государств и правительств, а не в общеевропейских учреждениях. Правда, в Берлине понимают, что это сделать не просто, поскольку неизвестно, кто будет возглавлять Великобританию и Францию летом 2007 года, а также прояснится ли внутриполитическая ситуация в неспокойных Венгрии и Чехии. Как бы то ни было, но вслед за мадридской встречей министров иностранных дел 27 февраля в Люксембурге уже намечено совещание представителей стран, отвергнувших европейскую конституцию или еще не ратифицировавших ее. А Португалии, которая сменит во втором полугодии Германию на посту председателя ЕС, предстоит провести межправительственную «техническую» конференцию по проблеме единой конституции. При этом в правительстве Германии не исключают, что в случае достижения договоренности о возобновлении процесса ратификации документа, шестнадцати странам придется повторить это «на бис». Виктор САМОЙЛОВ Финский парламент сказал: «Да» Финляндия стала 18-й страной Европейского Союза, которая ратифицировала единую европейскую конституцию, причем уже 7-й, которая сделала это после отклонения текста во Франции и Нидерландах, что в принципе перечеркнуло перспективу ее вступления в силу. Финский парламент одобрил этот документ 125 голосами против 39. Действия Хельсинки имеют, поэтому, символическое значение и вписываются в усилия, направленные на воскрешение процесса одобрения конституции Европы хоть в каком-то виде. По выражению председателя финского парламент Пааво Липпонена, шаг законодателей страны содействует появлению в ЕС «фронта против тех, кто предлагает отодвинуть этот текст и все начать с нуля». №6, 2006
no image
В фокусе

Инге Грэсле, депутат Европейского Парламента от германской партии Христианско-демократический Союз, обвинила руководителей законодательного органа ЕС в разбазаривании средств налогоплательщиков. На чем основан столь серьезный упрек? Оказывается, в этом форуме народных представителей появился новый орган, носящий название Евролат – Собрание парламентариев...

Инге Грэсле, депутат Европейского Парламента от германской партии Христианско-демократический Союз, обвинила руководителей законодательного органа ЕС в разбазаривании средств налогоплательщиков. На чем основан столь серьезный упрек? Оказывается, в этом форуме народных представителей появился новый орган, носящий название Евролат – Собрание парламентариев Европы и Латинской Америки. Стоит отметить, что выглядит он куда как представительно, ибо входят в него аж 60 человек. Однако, И.Грэсле весьма недовольна этой новацией: «Таким образом, миллионы расходуются на совершенно ненужные мероприятия. И так уже между континентами курсируют многочисленные делегации, которые занимаются взаимоотношениями Европейского Союза и Латинской Америки. Да и бюджетом расходы на создание нового органа вовсе не предусмотрены». Но дело не в одних только деньгах. По мнению И.Грэсле, главное в том, что Евролат создали без открытого обсуждения вопроса о том, зачем вообще нужна эта организация Европейскому Парламенту. «Почему Европейский Союз должен тратить силы и деньги на то, чтобы преследовать испанские интересы?» – удивляется парламентарий из Германии. Но председатель Европейского Парламента Хосеп Боррель (он, кстати, из Испании) придерживается на сей счет другого мнения. Он похвалил создание нового органа как «достойное увенчание многолетних усилий». А, по словам латиноамериканских парламентариев, Евролат слишком малочислен: они хотели бы расширить его до 150 человек! Видно, и в самом деле в парламентах по обе стороны Атлантики немало любителей попутешествовать за казенный счет. Андрей ГОРЮХИН №6, 2006
no image
Дневник событий

Лондону предрекают смену ориентации Британский профессор Виктор Бульмер-Томас выступил с предсказанием, которое словно сухой валежник даст еще больше разгореться спорам вокруг внешнеполитического курса страны. Смена ориентации – неизбежна, считает эксперт. Провал военной операции англосаксонских союзников в Ираке «приведет в ближайшем...

Лондону предрекают смену ориентации Британский профессор Виктор Бульмер-Томас выступил с предсказанием, которое словно сухой валежник даст еще больше разгореться спорам вокруг внешнеполитического курса страны. Смена ориентации – неизбежна, считает эксперт. Провал военной операции англосаксонских союзников в Ираке «приведет в ближайшем времени к дистанцированию Великобритании от Соединенных Штатов». Еще вчера такой прогноз приравняли бы к ереси и крамоле, но сегодня он придется ко двору. Принято считать, что по следам блистательного дуэта Черчилля и Рузвельта все годы «холодной войны» отношения между Британией и США отличались чистосердечной симпатией и стратегическим партнерством во всех областях. На самом деле, все сложнее. Премьер-министр Эдвард Хит, избранник от Консервативной партии, старался держать дистанцию, не подыгрывал во всем США и даже подключил страну к европейской интеграции, затащив ее в Общий рынок. Премьер-министр Гарольд Вильсон, выбранной от лейбористов, был еще более гибок: он не критиковал вьетнамскую войну Америки, но войска в джунгли не послал. Расцвет трансатлантического альянса пришелся на пору Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер. Ныне тандем Буш-Блэр напоминает эту пору, хотя, чисто формально, они представляют прямо противоположные идеологии: хозяин Белого дома – неоконсерватор, а постоялец Даунинг-стрит-10 числится лейбористом, что всегда ранее предполагало определенную левизну во взглядах. Впрочем, как считает обозреватель Би-би-си Пол Рейнолдс, сфокусированность британских лидеров на Америку «никогда не зависела от их политических воззрений». Повторения нынешнего тандема после того, как в следующем году Тони Блэр расстанется со своим постом, не предвидится. Так считает профессор Виктор Бульмер-Томас, опубликовавший прощальный доклад в связи со своим уходом с должности директора Чэттэм-хауса, ведущего мозгового треста Британии, где анализируются международные отношения. Профессор винит премьера Тони Блэра за чересчур пылкое выражение лояльности к Америке и готовность во всем следовать за ней, которые тот проявил после событий 11 сентября 2001 года. Как следствие, убежден профессор, Британия втянулась в войну в Ираке, что стало «ужасной ошибкой». Профессор В.Бульмер-Томас припоминает, что если в Лондоне частенько называют отношения с США «особыми», то в Вашингтоне ограничиваются более нейтральным эпитетом «близкие». Это означает, что преемник Тони Блэра «не сможет уже предоставить США такую же безоговорочную поддержку их внешнеполитических инициатив, и сдвиг внешней политики Великобритании от США к Европе практически неизбежен». Это не идеальный вариант, поскольку, уверен профессор, «британская публика до сих чувствует себя некомфортно в европейской шкуре». В свою очередь, Пол Рейнолдс полагает, что «если слишком сблизиться с США, то возникает риск оказаться вовлеченным в сугубо американскую внешнюю политику, которая может втянуть и в войну. Но если притулиться к Европейскому Союзу, то возникает опасность, что придется участвовать в процессе совместной выработки единой политики, а это способно привести к потере суверенитета». Автор не объясняет, к чему он лично склоняется, но подводит итог своим рассуждением такой мыслью: всем следующим британским премьерам «в обозримом будущем придется сталкиваться с этой вечной дилеммой». Она состоит в том, к кому притулиться – к Америке или Европе? Если бы у бриттов был свой духовный вождь евразийской идеологии Александр Дугин, то он мог бы им посоветовать принять это как данность: они принадлежат обоим берегам Атлантики. Следовательно, Британия – это островок Америкопы или Евромерики. Владимир МИХЕЕВ №6, 2006
no image
Дневник событий

Портфели распределены Без больших трудностей прошла процедура окончательного утверждения двух новых членов Европейской Комиссии, которые будут представлять Болгарию и Румынию, вступающие в ЕС с 1 января 2007 года. Последним этапом этой процедуры было голосование в Европейском Парламенте, который оба претендента...

Портфели распределены Без больших трудностей прошла процедура окончательного утверждения двух новых членов Европейской Комиссии, которые будут представлять Болгарию и Румынию, вступающие в ЕС с 1 января 2007 года. Последним этапом этой процедуры было голосование в Европейском Парламенте, который оба претендента преодолели легко. Кандидат от Болгарии Меглена Кунева получила 583 голоса «за» при 21 «против» и 28 воздержавшихся, а от Румынии Леонард Орбан – 595 «за», 16 «против» и 29 депутатов воздержались. М. Кунева хорошо известна в руководящих сферах Европейского Союза, поскольку именно она вела с ними переговоры о вступлении Болгарии. Эта дама будет отвечать в Комиссии за защиту прав потребителей. Сейчас это входит в компетенцию Маркоса Киприану, портфель которого будет разделен, и он сохранит за собой ответственность только за проблемы здравоохранения. Представляя свои приоритеты, М.Кунева отметила, что ставит перед собой задачу выравнивания в ЕС стандартов защиты прав потребителя и постарается сосредоточиться на тех областях, где их интересы находятся под особой угрозой. Среди них она выделила защиту потребителей в сфере электронных коммуникаций. Л. Орбан будет отвечать в исполнительном органе Союза за многоязычие, и получит в руководство генеральные директораты, обеспечивающие устный и письменный перевод, а также издание официальных публикаций. Эти службы одни из самых многочисленных – в них заняты около 3,4 тысячи человек. После приема Румынии и Болгарии в Союзе окажется 23 официальных языка и необходимо обеспечивать перевод с каждого из них на все остальные. Выступая перед депутатами, он отметил, что будет действовать в направлении распространения знания иностранных языков среди жителей стран ЕС по модели «родной язык + 2». Вместе с тем, он признал, что возможности Комиссии в этой области сравнительно невелики, поскольку вопросы образования находятся в основном в ведении национальных правительств. До сих пор эти проблемы входили в компетенцию члена Комиссии Яна Фигеля ответственного за культуру и образование. Новые члены ЕК вступают в должность 4 января 2007 года. Андрей СЕМИРЕНКО №6, 2006
no image
Дневник событий

На декабрьской сессии Европейский Парламент утвердил бюджет ЕС на 2007 год в сумме 115,5 миллиона евро. Это на 7,6% больше, чем годом раньше, что учитывает вступление в Союз в 2007 году двух новых стран – Болгарии и Румынии. Главной статьей...

На декабрьской сессии Европейский Парламент утвердил бюджет ЕС на 2007 год в сумме 115,5 миллиона евро. Это на 7,6% больше, чем годом раньше, что учитывает вступление в Союз в 2007 году двух новых стран – Болгарии и Румынии. Главной статьей расходов остаются ассигнования на Единую сельскохозяйственную политику, которые составляют 56 миллиардов евро, или 49% бюджета. Административные расходы достигнут 6,9 миллиарда евро. Больше других возрастают расходы на помощь отсталым регионам, образование и обучение, инновационные технологии, научные исследования и разработки. «В этом бюджете становится видным новый образ мысли в ЕС, – заявила член ЕК Далия Грибаускайте, ответственная за бюджет. – Очевидно существенное перераспределение ресурсов в сторону обеспечения конкурентоспособности, инновации и экономического прогресса». Самая спорная статья расходов – сельскохозяйственная – пока остается без изменений. Предложения о пересмотре этого направления политики ЕС будут рассмотрены в 2008-2009 годах, одновременно решится и судьба скидки с взноса Великобритании в единый бюджет Союза. Светлана ФИРСОВА №6, 2006
no image
Дневник событий

Словенцы избавляются от национальной валюты Предрождественская и предновогодняя лихорадка в Словении в этот раз была особенно масштабной: жители балканской страны избавлялись от привычных толаров в связи с переходом с 1 января на единую европейскую валюту. Многие банки в Любляне и...

Словенцы избавляются от национальной валюты Предрождественская и предновогодняя лихорадка в Словении в этот раз была особенно масштабной: жители балканской страны избавлялись от привычных толаров в связи с переходом с 1 января на единую европейскую валюту. Многие банки в Любляне и других городах открыли дополнительные банкоматы, продлили часы своей работы, призывая словенцев не откладывать обмен национальной валюты на евро, а также жертвовать монеты на благотворительные цели. Словения стала 13-й участницей Валютно-экономического союза, и первой из десяти стран, принятых в Европейский Союз в мае 2004 года, удостоившейся такого доверия Брюсселя. Всем остальным новичкам это оказалось не под силу, поскольку, по мнению Европейского центрального банка, они не выполнили необходимые финансовые критерии: у одних слишком высок уровень инфляции, у других дефицит государственного бюджета превышает установленный параметр либо не соблюдено одно из трех других, менее важных условий, хотя на этом пути и «достигнут определенный прогресс». В свою очередь, член Европейской Комиссии Хоакин Альмуниа, отвечающий за финансово-экономическую политику ЕС, подбодрил новых участников «двадцати пяти», призвав их «прилагать все необходимые усилия, чтобы войти в зону евро, которая обеспечивает значительно большую экономическую стабильность». Как же маленькой Словении удалось преодолеть серьезные трудности и выйти в передовики? Местные экономисты объясняют это, как ни странно, более консервативной политикой, чем проводимые партнерами реформы. «У нас никогда не было желания в одночасье совершать крупные перемены и двигаться вприпрыжку», – говорит, например, профессор Люблянского университета Андрей Кумар. По его словам, в то время как большинство стран-новичков сразу после вступления в ЕС принялись без разбора зазывать всех иностранных инвесторов, и деньги полились к ним рекой, а результатом стал скачок инфляции и рост внешней задолженности, власти Словении очень избирательно подошли к допуску зарубежных компаний на свой рынок. В итоге государство сохранило свое присутствие в ключевых отраслях экономики, прежде всего, в энергетике, телекоммуникациях и транспорте. Это позволило удержать рост цен на многие товары и услуги. Перед вступлением в зону евро в Словении создана специальная инспекция, которая будет отслеживать изменение цен. Кстати, розничные цены в этой стране уже почти два года обозначаются в толарах – введенных Любляной в обращение после выхода Словении из состава бывшей Югославии – и евро, причем обменный курс составляет примерно 250 к одному. Конечно, несмотря на усилия властей, и в этой стране переход на единую европейскую валюту не обойдется без некоторого роста цен. Еще в декабре, например, билеты в кинотеатры подорожали на эквивалент ровно 1 евро. И вряд ли тенденция ограничится этим. Но такова неизбежная плата за «обеспечение большей экономической стабильности»… Александр СОКОЛОВ №6, 2006
no image
Дневник событий

К счастью, фиктивно …В тот декабрьский вечер ничто не предвещало шока и вызванного им грандиозного скандала, которые много дней на все лады обсуждают бельгийцы. Их можно понять: вечером 13 декабря, в прайм-тайм, прервав выпуск новостей, крупнейший государственный франкоязычный телеканал РТБФ...

К счастью, фиктивно …В тот декабрьский вечер ничто не предвещало шока и вызванного им грандиозного скандала, которые много дней на все лады обсуждают бельгийцы. Их можно понять: вечером 13 декабря, в прайм-тайм, прервав выпуск новостей, крупнейший государственный франкоязычный телеканал РТБФ объявил о самопровозглашении независимости Фландрией, последовавшем расколе Бельгии на две части, и бегстве королевской семьи в Африку! В эфир вышел мастерски подготовленный репортаж, включавший многочисленные видеокадры и интервью некоторых политических деятелей, предупрежденных заранее об этом спектакле. Материалы не вызывали сомнение: «страна распалась на две части» – Фландрию и Валлонию, между ними установлены границы, замерли поезда, и даже трамвай 44-го маршрута не может покинуть столичный округ… В результате, как показал затем опрос населения, проведенный по заказу газеты «Суар», 9 из каждых 10 бельгийцев поверили «происходящему». В тот злополучный вечер несколько сот тысяч телезрителей принялись лихорадочно обмениваться телефонными звонками и посланиями на мобильники с вопросами типа: «Что же теперь делать?» и «Если фламандцы нас покинут, значит, можно будет не учить их язык?». А некоторые бросились к банкоматам, чтобы на всякий случай снять со счетов все имевшиеся у них деньги. Очевидно, что шок испытали не только подданные вполне благополучного королевства, но и многочисленные иностранные чиновники, заседающие в штаб-квартирах Европейского Союза, НАТО, а также в Европейском Парламенте – все они размещены в Брюсселе. Ведь, несмотря на давние противоречия, в основном, лингвистического и экономического характера (валовой внутренний продукт 6 миллионов фламандцев почти на 25% превышает ВВП 4,5 миллиона южан – франкофонов), эта небольшая страна вполне заслуженно считается одним из надежных двигателей европейской интеграции. Ну а главные символы единения самой Бельгии – это как раз монархия и, пожалуй, национальная сборная по футболу, за которую одинаково горячо болеют и фламандцы, и валлоны. Некоторые политики расценили этот «срочный специальный выпуск теленовостей» как подстрекательство к государственному перевороту и потребовали немедленного и серьезного расследования произошедшего. Другие обвиняют руководство телекомпании и журналистов в нарушении профессиональной этики. А премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт назвал эту программу «неудачной шуткой дурного тона», подчеркнув, что «миссия государственной телевизионной службы – правдиво информировать публику, а не вносить путаницу». Абсолютно недопустимым назвал министр сотрудничества и развития Бельгии Арман Де Декер поступок государственной франкоязычной телекомпании, «поставившей под сомнение учреждения страны и монархию, смешав информацию и вымысел». Очевидно, что телеканал РТБФ подготовил аналог «Войны миров» Орсона Уэллеса, выпущенного в радиоэфир США в 1930-е годы, и вызвавшего тогда много шума за океаном. Можно сравнить это и с весьма неудачной и опасной шуткой бывшего американского президента Рональда Рейгана, объявившего при пробе исправности микрофона о начале третьей мировой войны в условиях гонки вооружений и сохранявшейся международной напряженности… Как бы то ни было, но, по данным из дипломатических источников, вечером 13 декабря некоторые послы успели оперативно проинформировать свои правительства о «мощном геополитическом землетрясении» в центре Европы. На многих иностранцев подействовали, в частности, видеокадры, запечатлевшие председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэла Дурана Баррозу, якобы изучающего последствия «бельгийского кризиса» для будущего всего Европейского Союза. Сегодня лидеры фламандских ультраправых с удовлетворением признают, что благодаря декабрьской выходке телевизионщиков, «мы сможем более свободно говорить о необходимости достижения независимости Фландрией и Валлонией». Однако руководители бельгийской телекомпании и журналисты, тайно готовившие эту программу в течение почти двух лет, оправдываются тем, что через полчаса после начала «спецвыпуска» на экране появились титры, раскрывающие нереальность происходящего, а затем ведущий объявил об этом «городу и миру». Более того, они настаивают на пользе своего блефа: наконец-то бельгийцы, мол, хоть на какие-то полчаса воочию убедились, чем грозит им национализм радикальных фламандских политиков. А вызванный у большинства населения страх, едва не перешедший во всеобщую панику, подтверждает непопулярность идеи распада страны. И вообще, как заявил генеральный директор РТБФ Жан-Поль Филиппо, «эта передача не вышла за рамки журналистской этики». Между тем, продюсер скандального репортажа поспешно «кует железо, пока горячо»: он заканчивает работу над книгой о сепаратистской тенденции под характерным заголовком «Прощай, Бельгия». Кажется, она обречена стать бестселлером. Игорь ЧЕРНЫШОВ №6, 2006
no image
Дневник событий

Около 8 лет потребовалось для разработки и утверждения проекта РИЧ – самого крупного и амбициозного документа Европейского Союза, регламентирующего какую-либо сферу деятельности. Он получил свое название от аббревиатуры английских слов «Регистрация, оценка и разрешение химических составов» (REACH), и определяет новые...

Около 8 лет потребовалось для разработки и утверждения проекта РИЧ – самого крупного и амбициозного документа Европейского Союза, регламентирующего какую-либо сферу деятельности. Он получил свое название от аббревиатуры английских слов «Регистрация, оценка и разрешение химических составов» (REACH), и определяет новые нормы продажи химических веществ в Союзе. Документ был утвержден после тяжелейших баталий во всех инстанциях и на всех уровнях. Компромиссная версия была принята Европейским парламентом 529 голосами «за» при 98 «против» и 24 воздержавшихся. Он вступит в силу в июне 2007 года, и не будет нуждаться в имплементационных мерах, одобряемых национальными парламентами, а непосредственно войдет в местное законодательство. Документ ставит задачу ввести контроль над 30 тысячами производимых или импортируемых химических веществ, которые используются в ЕС в объеме, превышающем 10 тонн. Эти вещества входят практически во все товары повседневного пользования – от косметики до красок, от текстиля до электроники, от игрушек до чистящих средств, от консервантов до пластмасс – все, кроме продовольствия. Вместе с тем, воздействие подавляющего большинства из них на организм человека и на окружающую среду не изучен. Теперь все они должны быть зарегистрированы, исследованы, а данные переданы в создаваемое в Хельсинки Европейское химическое агентство. Срок – до 2018 года. Среди этих веществ первостепенное внимание привлекают 1500, которые считаются особо опасными для здоровья, их свойства могут быть канцерогенными, мутагенными, аллергенными, способствовать бесплодию женщин. Те вещества, которым технически и экономически можно найти допустимый аналог, должны быть заменены. Хельсинское агентство для каждого из них определит сроки замены. Более гибкий подход возможен для тех составов, которые могут становиться опасными после определенного порога – таких около 180. В этих случаях производитель или импортер должен предоставлять определенные гарантии контроля над их использованием при разработке программы постепенного замещения. Разрешительный режим будет применяться к тем опасным веществам, альтернатив которым пока нет. Однако производители и импортеры должны будут предоставлять программу разработки замещающих веществ. Система РИЧ вводит крупную новацию. Теперь не власти должны доказывать опасность того или иного вещества, а промышленники – их безопасность. При этом агентство должно заняться в первую очередь наиболее опасными веществами и теми, потребление которых особенно велико. Вся процедура, завершившаяся одобрением тысячестраничного текста, началась в 1998 году, когда министры по делам окружающей среды стран ЕС поставили вопрос о необходимости регламентации оборота химических веществ. В 2001 году Европейская Комиссия опубликовала соответствующую «Белую книгу», в которой рассматривались различные варианты действий, а в 2003 году были сформулированы первые конкретные предложения. Они были встречены в штыки компаниями, работающими в химической промышленности и имеющими одно из самых мощных лобби в Брюсселе: годовой оборот этой отрасли в ЕС составляет 440 миллиардов евро. Предпринимались попытки (на определенном этапе они казались более чем успешными) вовсе снять с обсуждения эту тему. Однако 30 ноября 2006 года были согласованы компромиссные предложения, которые сочтены сбалансированными. Например, были сняты требования сторонников наиболее радикальных мер о безусловном отказе от опасных веществ, даже если им нет замены. Андрей СЕМЕРЕНКО №6, 2006
Тенденции & прогнозы
no image
Без перевода

Открываем новую рубрику, призванную знакомить наших читателей с наиболее важными и интересными публикациями на языке оригиналов. Начинаем ее редакционной статьей с многозначительным названием «ЕВРОССИЯ?» из ведущего аналитического журнала Италии – «Лимес», посвященного международным отношениям. Автор – главный редактор этого издания...

Открываем новую рубрику, призванную знакомить наших читателей с наиболее важными и интересными публикациями на языке оригиналов. Начинаем ее редакционной статьей с многозначительным названием «ЕВРОССИЯ?» из ведущего аналитического журнала Италии – «Лимес», посвященного международным отношениям. Автор – главный редактор этого издания Лучо Караччоло. В этой статье он стремится всесторонне рассмотреть эволюцию внешней политики России за последнее десятилетие и отношения к ней ведущих держав и групп стран. В публикации высказывается мысль, что президент России Владимир Путин стремится сыграть роль деколонизатора страны, вернуть ей самостоятельную роль в мире. «Второй четырехлетний мандат (2004-2008) взял старт с более или менее восстановленного суверенитета в направлении возврата России в международную игру», – говорится в тексте. Значительная его часть посвящена отношениям России и стран ЕС. «Возрождение России делает очевидным отсутствие европейцев как крупного субъекта геополитики, – отмечает Л.Караччоло. – Когда ЕС вновь предлагает блеф Энергетической хартии (она поставила бы русских и иностранцев в один ряд по части прав на эксплуатацию, продажу и доставку газа и нефти и, что еще важнее, лишила бы русских монополии на использование ее собственных трубопроводов), Путин отказывается ее ратифицировать. Он контратакует, заключая двусторонние энергетические сделки с Германией, Нидерландами, Францией и Италией. Наконец, лидер Кремля отказывается серьезно воспринимать временное польское вето на новое соглашение о сотрудничестве между Брюсселем и Москвой». Eurussia? (Загрузить файл) №6, 2006
no image
Тенденции & прогнозы

Что показал опрос Сочетание доверия к Европейскому Союзу в одних областях с недоверием в других выявил опрос наиболее активной части населения, проведенный в конце ноября 2006 года среди жителей крупнейших стран ЕС. По заказу французской газеты «Монд» и радиостанции «Франс-интер»...

Что показал опрос Сочетание доверия к Европейскому Союзу в одних областях с недоверием в других выявил опрос наиболее активной части населения, проведенный в конце ноября 2006 года среди жителей крупнейших стран ЕС. По заказу французской газеты «Монд» и радиостанции «Франс-интер» Европейская бизнес-школа в Париже организовала изучение мнений представительной выборки пользователей Интернета в Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции. Выяснилось, что эта категория населения ожидает, что ЕС будет играть большую роль в области охраны правопорядка, обороны и внешней политики, но не надеется на него в борьбе с безработицей, в обеспечении социальной защиты и противодействии негативным последствиям глобализации. Имидж ЕС у этой категории граждан остается на 60% положительным, 57% считают его перспективы оптимистическими. Свыше 60% опрошенных хотели бы большей роли Союза в области обеспечения свобод (69%), демократии (63%), мира (62%), культуры (75%), продвижения свободы обменов (71%), перемещения людей (73%), а также укрепления евро (72%). Зато на ЕС его жители не полагаются в решении своих повседневных проблем, последствий глобализации, воспринимают эту организацию как символ бюрократии (66%), путаницы (63%), безработицы (56%) и перевода производства в другие регионы (54%). Не ждут они ничего хорошего от продолжающегося расширения Союза. Как угрозу себе воспринимают этот процесс 47% (против 39%), причем наиболее пессимистично настроены немцы, а оптимистично – итальянцы. В среднем по этой группе стран 60% высказываются против приема в ЕС Турции. Анатолий НИКАНОРОВ
no image
Тенденции & прогнозы

Как осуществляется Лиссабонская стратегия В 2000 году в Лиссабоне лидеры стран ЕС утвердили программу, которая была призвана превратить их к 2010 году в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономическую зону, основанную на знании. Следом за этим оптимистическим призывом последовали сложные для...

Как осуществляется Лиссабонская стратегия В 2000 году в Лиссабоне лидеры стран ЕС утвердили программу, которая была призвана превратить их к 2010 году в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономическую зону, основанную на знании. Следом за этим оптимистическим призывом последовали сложные для экономики и политики Старого Света времена, но нынешняя команда Европейской Комиссии при вступлении в должность поставила на первое место проведение в жизнь этой стратегии, получившей название лиссабонской. Теперь Всемирный экономический форум , который известен своими ежегодными встречами на швейцарском горном курорте Давосе, провел анализ соответствия стран ЕС критериям Лиссабонской стратегии. Точнее, он проанализировал положение 25 стран-участниц, плюс вступающих в Союз с 1 января 2007 года Болгарии и Румынии, а также Турции и Хорватии, которые уже в том или ином виде ведут переговоры о приеме, хотя его сроки пока и не установлены. Первое место заняла Дания, экономика которой оказалась самой конкурентоспособной по лиссабонским критериям, наиболее продвинутой, особенно в области научно-исследовательских разработок, инноваций, обеспечения последовательного развития и социального участия населения. Следом за ней идут две другие северные страны – Финляндия и Швеция. Лидером в области предоставления финансовых услуг оказалась Великобритания, что не удивительно, учитывая роль Лондона в качестве международного делового центра. Зато в социальной области и в обеспечении последовательного развития британцы отстают, поэтому в совокупном рейтинге страна занимает шестое место. Из крупных экономик в ЕС ее опережает Германия, занимающая общее пятое место (ее упрекают в недостаточном стимулировании развития предприятий), а Франция – всего лишь девятая. Особо отмечает ВЭФ Ирландию за благоприятные условия для деятельности бизнеса, в общей классификация страна находится на 11-й строчке. Ряд новых государств после вступления в ЕС в 2004 году гораздо дальше продвинулись вперед в деле соответствия лиссабонским критериям. Авторы доклада выделяют в этом плане Эстонию (общее 12-е место), Словению (16-е место) и Венгрию (17-е место), которые существенно опережают по темпам внедрения инновационных и информационных технологий многие старые страны Союза. Критике подвергаются две из них – Греция и Италия, которые оказываются в конце списка, пропустив вперед всех новичков за исключением Польши, которая находится на общем последнем месте. Греция отстает в деле введения информационных технологий, либерализации экономики и обеспечении последовательного развития. В Италии самые большие нарекания вызывает состояние финансовых услуг, условия деятельности предприятий и социальные проблемы. Любопытно, что Турция и Хорватия, которым не установлена даже ориентировочная дата приема в ЕС, по соответствию лиссабонским критериям опережают многие страны-участницы по ряду показателей, а в целом занимают более высокие места, чем вступающие в Союз Болгария и Румыния. Наконец, ВЭФ по тем же лиссабонским критериям сравнил ЕС и США. Получилось, что США превосходят по этому показателю средний результат по Союзу, но уступают шести первым странам в списке – Дании, Финляндии, Швеции, Нидерландам, Германии и Великобритании. Но по двум из лиссабонских показателей США опережают даже Данию – по инновационной деятельности и обеспечению конкурентоспособности. Эксперты ВЭФ рекомендуют Союзу сосредоточиться на трех основных направлениях работы – создании условий для инноваций и исследовательской деятельности; более быстром развитии информационного общества; обеспечении благоприятных условий для развития частных компаний. Анатолий НИКАНОРОВ Конкурентоспособность 10 стран, вступивших в Европейский Союз в 2004 году, оставляет желать лучшего, особенно на фоне этого показателя у большинства их партнеров. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном совместно экспертами Великобритании и США. Первое место в этом докладе отведено Финляндии, благодаря широкому внедрению в этой стране новейших технологий, а также высокому уровню образования населения. На втором месте – Люксембург, у которого, кстати, самый низкий показатель безработицы в ЕС – 2,6 процента самодеятельного населения. По мнению экспертов, из 10 новичков только Словения обладает значительной конкурентоспособностью и даже опережает две «старые» страны Союза – Португалию и Грецию. Неплохие показатели в ряде сфер и у Чехии. А вот Словакия, Польша, Латвия, Литва и Эстония замыкают список, составленный британскими и американскими учеными из Шеффилдского и Вашингтонского университетов.  
3-euro-elect_
ВЗГЛЯД ИЗ БРЮССЕЛЯ

Американская модель не подходит европейцам Вашингтон оказывает нажим на Брюссель с тем, чтобы Европейский Союз создал собственный единый фонд для распространения демократии в бывших советских республиках и странах Ближнего Востока, наподобие уже действующей американской организации. «Мы считаем, что давно настала...

Американская модель не подходит европейцам Вашингтон оказывает нажим на Брюссель с тем, чтобы Европейский Союз создал собственный единый фонд для распространения демократии в бывших советских республиках и странах Ближнего Востока, наподобие уже действующей американской организации. «Мы считаем, что давно настала пора Европе образовать что-то вроде нашего Национального фонда для демократии», – заявил высокопоставленный дипломат из США Скотт Карпентер члену Европейской Комиссии Бените Ферреро-Вальднер, отвечающей за внешние связи Европейского Союза. Разговор состоялся в начале декабря на проходившем в бельгийской столице семинаре. Американец выразил уверенность, что «для стремительного прорыва в зону противника, единственный способ продвижения гражданского общества в мире – это создание неправительственных организаций. Мы должны оказывать давление на зарубежные государства – да, вы не ослышались: оказывать давление, чтобы поддержать их на пути к демократии». В свою очередь, Карл Гришэм, глава Национального фонда для демократии, который ежегодно направляет в различные неправительственные организации за рубежом около 140 миллионов долларов, высказал мнение, что лидерам ЕС обязательно следует ориентироваться в этой политике на США. «Разве существует в этом деле европейский путь, отличающийся от американского? – риторически спросил он. И сам же ответил – Нет, есть только эффективный и неэффективный пути». Эту позицию поддерживают, в частности, руководители аналогичных фондов Великобритании, Германии, Нидерландов и Швеции, работающие с зарубежными продемократическими движениями. Например, через европейские неправительственные организации в период 1988–1992 годов Брюссель оказал крупную помощь ЮАР для мирного перехода африканской страны к демократии. Однако нынешняя Европейская Комиссия, по всей видимости, не проявляет интереса к призывам Вашингтона, а также ряда политических деятелей Старого Света, создать соответствующий фонд Европы или, на худой конец, совместный европейско-американский фонд «для продвижения демократических свобод» на бывшем советском пространстве и в ближневосточном регионе. В частности, Б. Ферреро-Вальднер полагает, что у европейцев уже имеются необходимые инструменты для достижения этой цели. Действительно, такими средствами можно считать миссии наблюдателей ЕС, присутствующие на выборах в зарубежных странах, предоставляемые немалые финансовые стимулы, политику нового соседства, помощь экономическому развитию, а также процесс постепенного расширения Союза за счет новых участников, отвечающих определенным требованиям. К тому же многие в Брюсселе считают ошибочной недавнюю финансовую поддержку Соединенными Штатами некоторых радикальных активистов революционных движений в Сербии, на Украине и в Белоруссии, что способствует серьезным конфликтам в обществе и не дает ожидаемых результатов. Ну а самым провальным и дорогостоящим американским проектом европейские чиновники называют попытку продвижения демократии в Ираке, осуществляя который США с 2003 года не только израсходовали колоссальные средства, но и потеряли около 3 тысяч своих солдат и офицеров. Андрей ПОСПЕЛОВ №6, 2006
no image
Без перевода

В рубрике «Без перевода» предлагаем вашему вниманию 22-й выпуск бюллетеня, посвященного отношениям ЕС с соседними странами, который выпускает в Брюсселе Центр исследования европейской политики. CEPS European Neighbourhood Watch, Issue 22 (Загрузить файл) №6, 2006

В рубрике «Без перевода» предлагаем вашему вниманию 22-й выпуск бюллетеня, посвященного отношениям ЕС с соседними странами, который выпускает в Брюсселе Центр исследования европейской политики. CEPS European Neighbourhood Watch, Issue 22 (Загрузить файл) №6, 2006
no image
Саммит

Болгарию и Румынию пустят в дом, а Турцию придержат на пороге Под занавес года в Европейском Союзе в обстановке более сдержанной эйфории, чем в прежние годы, но все же единогласно принято судьбоносное решение: с 1 января 2007 года это семейство...

Болгарию и Румынию пустят в дом, а Турцию придержат на пороге Под занавес года в Европейском Союзе в обстановке более сдержанной эйфории, чем в прежние годы, но все же единогласно принято судьбоносное решение: с 1 января 2007 года это семейство пополнится двумя новенькими. Ими станут Румыния и Болгария. Но не этим «пером в шляпе» отмечен брюссельский саммит от 14 декабря – помимо того, что на нем проштампована («Быть посему!») новая карта объединенной Европы в составе 27 стран, главы государств и правительств были единодушны в том, что в благородном порыве под названием расширение ЕС на восток пора сделать паузу. Дабы «остановиться, оглянуться». В штаб-квартире ЕС мотивируют потребность в тайм-ауте тем, что нужно время для «адаптации механизмов управления Союзом к новым условиям». Расшифровывается это следующим образом: находить консенсус в рамках союза из 12 государств-членов уже было непросто, а сегодня, когда семейство расплодилось и говорит в 25 глоток, – это и вовсе задачка из разряда высшей геополитической математики. Эпизод с польским вето на начало переговоров с Россией о заключении нового соглашения о партнерстве с ЕС, похоже, стал той соломинкой, что сломала горб европейскому верблюду. Коль скоро местные обозреватели оценивают итоги саммита как «неочевидные», резонно предположить: высокопоставленные чиновники ЕС только в последние месяцы впервые осознали, что с «новоевропейцами», теми же поляками, нельзя договариваться по прежним управленческим схемам и на основе старого опыта уламывания, скажем, упрямых британцев. Тогда и заговорили вслух о насущной необходимости в перестройке управленческих структур, что включает в себя, видимо, и новую модель поиска и нахождения компромиссов внутри Союза. Польское вето наложилось, казалось бы, на подзабытое вето французов и голландцев на ратификации единой конституции ЕС. Нарастающее глухое недовольство среди стран-старожилов тем, что ассимиляция новичков идет медленно и подчас болезненно, накопилось и привело к тому, что на саммите решили ужесточить условия приема в Союз. Отныне будет вестись строжайший мониторинг принятия законодательных норм и их соблюдения всеми, кто пожелает в дальнейшем прописаться в «семье народов». На итоговой пресс-конференции председатель саммита премьер-министр Финляндии Матти Ванханен всячески уверял, что на деле Евросоюз «не закрывает ни одной двери», но это мало кого впечатлило. Все обратили внимание на новый пункт, записанный в заключительном документе саммита: введено понятие – способность ЕС «абсорбировать» новоприбывших… Абсорбция, скажут циники, сродни процессу пищеварения. Иными словами, пока Союз не переварит 10 новичков и присоединяющихся к ним Болгарию и Румынию – ни о какой дальнейшей экспансии помышлять не будут. Это вытекает из еще одного принципиального решения брюссельской сходки: заморожены переговоры о вступлении Турции в ЕС по 8 из 35 вопросов, включая такие ключевые сферы, как торговля, финансовые услуги, сельское хозяйство и транспорт. В качестве утешительного пряника единоевропейцы пообещали отказаться от экономической изоляции никем не признанной, кроме Анкары, Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК). Что вменили в вину Анкаре? Турки, сочли в ЕС, не выполняют взятые на себя обязательства по таможенному протоколу, который обязывает их открыть свои морские и воздушные порты для товаров из всех стран ЕС, включая Республику Кипр. Любопытно, что правительство исламистов, которые ведут себя как дальновидные прагматики, перед саммитом согласилось открыть перед киприотами один порт и один аэродром сроком на год. Это спровоцировало конфликт в правящих кругах. Военные встали в позу: с ними никто не посоветовался. Президент Ахмет Недждет Сезер обвинил премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в отклонении от государственного курса. А министерство иностранных дел, напротив, заявило: «Не стоит омрачать критический период переговоров о вступлении Турции в ЕС внутренними распрями. Сейчас намного важнее сохранить будущее турок-киприотов, а также не позволить полувековым переговорам с Евросоюзом "сойти с рельсов"». Однако над турками довлеют свои давние химеры и стереотипы. Переговорщики Р.Эрдогана были вынуждены повторить, что открытие всех портов и аэродромов для греков-киприотов возможно только после… международного признания ТРСК. Понятно, что в нынешних условиях, когда практически все государства, и не только в Европе, расценивают присутствие турецких войск на Северном Кипре как оккупацию, ни о каком признании ТРСК речи и быть не может. Позиция Анкары заведомо тупиковая. В итоге эксперты Европейской Комиссии делают такие прогнозы: вступление Турции в ЕС при идеальном раскладе возможно не раньше чем через 15 лет. Третьим событием на саммите стало решение раскинуть сеть бюро по сбору информации по «энергетической безопасности». Для России это немаловажное новшество, тем более что европейцы договорились о единых принципах обеспечения энергобезопасности ЕС. Признано, что есть необходимость расширить сотрудничество с основными странами-производителями, транзитными государствами и потребителями энергии, а также наладить механизмы взаимодействия между странами ЕС «в кризисных ситуациях». Не исключено, что в этом сказалась многомесячная пропагандистская кампания, расширявшая глаза у страха, чтобы обыватель поверил в злодейский образ России, перекрывающей европейцам кислород, вернее, нефть и газ. Если только Москва придаст этим домыслам хоть какую-либо убедительность своими необдуманными действиями, то тем самым облегчит задачу комиссарам ЕС по управлению разноликим сообществом из 25 участников. В любом случае, энергобезопасность Союза – второстепенный по значимости итог брюссельского саммита. Главное, что запишут в учебники истории, это решение дать «зеленый свет» Болгарии и Румынии, а Турции – «красный». В каком-то смысле, саммит сделал два шага вперед, и один назад. Владимир МИХЕЕВ №6, 2006
Финансы & банки
no image
Экономика

Уже несколько лет германский бизнес демонстрирует в России весьма заметную активность. Причем, речь идет не только о крупных концернах, оперирующих сотнями миллионов евро, но и о компаниях, относящихся по брюссельской классификации к средним и даже мелким предприятиям. А ведь именно...

Уже несколько лет германский бизнес демонстрирует в России весьма заметную активность. Причем, речь идет не только о крупных концернах, оперирующих сотнями миллионов евро, но и о компаниях, относящихся по брюссельской классификации к средним и даже мелким предприятиям. А ведь именно они с многих точек зрения могут считаться становым хребтом германской экономики.*1 Чем же привлекает деловых людей из ФРГ российский рынок? Как они оценивают условия ведения бизнеса в России и перспективы развития своего дела за тысячи километров от родных мест? Ответы на эти вопросы получены в ходе опроса, который провел Восточный комитет немецкой экономики среди компаний, активно работающих в России. Свыше 75% опрошенных отметили, что оценивают положение своих компаний как хорошее или очень хорошее. Согласитесь, весьма впечатляющая цифра. Однако еще больше набралось тех, кто в уходящем году может констатировать улучшение делового климата в России – 86%! Причем, более половины этой группы оценивают происшедшие улучшения как значительные. Но это, как говорится, дело прошлое. А будущее представляется опрошенным германским промышленникам еще более привлекательным: 97% из них уверены, что произойдут дальнейшие улучшения условий их работы в России, а 50% даже убеждены, что они будут весьма заметными. Видимо, поэтому более 73% германских фирм, действующих на российском рынке, намерены в следующем году увеличить число занятых. Теперь о важнейших с точки зрения германского бизнеса преимуществах российского рынка. Все они с удовлетворением отмечают, что покупательная способность российских потребителей неуклонно возрастает, а вместе с ней растет и спрос, причем весьма заметно. Также привлекает хорошая квалификация трудовых ресурсов. Многие говорят, что комфортные условия работы создает относительно невысокая конкуренция со стороны как зарубежных, так и российских коллег. Этот позитивный подход получил и свое цифровое выражение: половина опрошенных планирует в наступающем году продолжать вкладывать деньги в развитие своего бизнеса в России. Причем общий итог весьма весом – 1,9 миллиарда евро! Конечно, для каждой конкретной фирмы показатели варьируются весьма значительно – от 10 тысяч евро до многих сотен миллионов. «В минувшем году Россия вновь смогла улучшить свою репутацию привлекательного места для развития промышленности. Экономическое развитие страны приковывает к себе внимание иностранных инвесторов. Этому же способствует и необходимость срочной модернизации производственной базы, дающая особо значительные шансы средним предприятиям Германии. Объем германо-российской торговли, согласно нашим предположениям, вырастет в этом году на 32% и превысит 50 миллиардов евро, чего несколько лет назад никто не мог и предположить. Причем, германский экспорт в Россию вырастет до 21 миллиарда евро», – считает председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд. Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ Золотая середина Свыше 98% всех промышленных предприятий Германии – представители среднего бизнеса. А объем их производства по стоимости составляет более половины общего показателя всего предпринимательского сектора страны. Кстати, если речь зашла о средних предприятиях, которые в ФРГ называют «миттельштендлер», то надо сказать, что немецкие деловые люди весьма недовольны количественными критериями, используемыми в этом случае в Брюсселе. Они вообще считают, что чисто статистический подход здесь неуместен. Например, Клаус Бройниг, член дирекции Федерального союза немецкой промышленности, уполномоченный по вопросам среднего бизнеса, уверен, что «применение определений, по которым предприятия выпадают из категории среднего класса лишь из-за высокого числа сотрудников, равного, например, 501 человеку, а не 499, нельзя назвать продуманным». В Германии полагают, что значительно важнее другой момент: сосредоточение в одних руках прав собственности и руководящих функций, а также то, что руководители средних предприятий несут прямую ответственность за результаты своей деятельности. Также чрезвычайно важна роль семейных фирм, составляющих 83% всех предприятий промышленного комплекса. Огромную роль играют средние предприятия в научно-исследовательской и инновационной сфере. Считается, что именно они позволяют торговой марке «Сделано в Германии» на протяжении многих лет неизменно сохранять свою высокую привлекательность. Однако, постоянно усиливающаяся конкуренция вынуждает и средние предприятия искать новые рынки сбыта и переносить свои производства в страны с более низкой заработной платой. Это подтверждают данные Союза немецкой промышленности, согласно которым в 2007 году 23% средних предприятий будут иметь хотя бы одно представительство за рубежом. Средний класс в промышленном комплексе     Политические приоритеты среднего класса 1. Дебюрократизация 2. Снижение дополнительных расходов по заработной плате 3. Повышение уровня образования и обучения 4. Защита от увольнения 5. Снижение затрат на электроэнергию 6. Поддержка исследований и инноваций 7. Налоговая реформа 8. Развитие инфраструктуры 9. Защита окружающей среды 10. Поддержка внешнеэкономической деятельности 11. Расширение ЕС Источник: данные Союза немецкой промышленности №6, 2006
Открываем старый свет
no image
Привычки и Нравы

Почти две трети немцев и сегодня предпочли бы расплачиваться марками, а не евро Уже почти пять лет прошло с того момента, как в оборот вошла единая валютная единица – евро. Но в умах большинства немцев все еще живет привычный образ...

Почти две трети немцев и сегодня предпочли бы расплачиваться марками, а не евро Уже почти пять лет прошло с того момента, как в оборот вошла единая валютная единица – евро. Но в умах большинства немцев все еще живет привычный образ старой доброй германской марки. Это подтверждает репрезентативный опрос общественного мнения, который по заказу еженедельника «Штерн» провел авторитетный социологический центр «Форса». Что же получилось? По сей день, 60% немцев сохранили к несгибаемо твердой марке, олицетворению послевоенного «германского экономического чуда», куда больше доверия, чем к евро, который остается для них всего лишь модной новинкой. Три четверти жителей ФРГ, прежде чем выложить сумму, превышающую 100 евро, обязательно в уме пересчитают ее в марки. В общем, налицо скрытое неприятие того, что в ЕС принято считать одним из главных достижений европейской интеграции. Причины социологи усматривают не только в том, что многие товары, особенно продукты, после введения евро стали стоить в Германии заметно дороже. Большую роль все же сыграли психологические факторы, ведь после 1949 года марка была не только символом устойчивого поступательного развития германской экономики, но и своего рода предметом национальной гордости. Неслучайно, по данным Федерального банка ФРГ, по сей день в обращении находятся 14,4 миллиарда марок. Одних только однопфенниговых монет на руках по сей день остается ни много, ни мало 10 миллиардов! И финансисты считают, что они так никогда и не будут обменены на евроценты, поскольку по народной традиции используются как «глюкспфенниги» – монетки приносящие счастье. Кстати, экономисты подсчитали: реально инфляция за пять лет после введения евро, в сравнении с предшествовавшим этому пятилетием, составила всего 1,5 процента. Приобретаемые каждый день продовольственные товары действительно выросли в цене, но зато сильно подешевели предметы длительного пользования – бытовая техника и электроника, мониторы для персональных компьютеров и так далее. И все же для большинства немцев евро по сей день остается символом роста дороговизны. Что поделаешь – психологические барьеры трудно поддаются разрушению с помощью рациональных выкладок… Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ №6, 2006
no image
Привычки и Нравы

Немцы пытаются отстоять свои «бастионы свободы» – курение в пивных и езду без ограничений скорости Конечно, никто в Германии не станет спорить с тем, что курение вредит здоровью и даже представляет для него смертельный риск. Тем более, что от последствий...

Немцы пытаются отстоять свои «бастионы свободы» – курение в пивных и езду без ограничений скорости Конечно, никто в Германии не станет спорить с тем, что курение вредит здоровью и даже представляет для него смертельный риск. Тем более, что от последствий этой дурной привычки в одной только ФРГ ежегодно 140 тысяч человек расстаются с жизнью. Причем, медицинская статистика свидетельствует, что за те же 12 месяцев 3300 человек умирают из-за того, что вынуждены были «пассивно курить». И, тем не менее, 17 миллионов активных курильщиков упорно отстаивают свое право подымить там, где им этого захочется. До запрета курения в общественных местах в Германии еще очень далеко – и никакие примеры соседей по Европейскому Союзу пока не помогают. Однако дело не так безнадежно как кажется: противники «табачных палочек» отвоевывают один плацдарм за другим. Примерно полгода назад, Лотар Биндинг, депутат бундестага от Социал-демократической партии внес предложение запретить «постановку дымовых завес» во всех заведениях общественного питания. Среди коллег-законодателей оно нашло неожиданно широкую поддержку: 144 депутата, представляющих почти весь политический спектр ФРГ, поставили свои подписи под групповым запросом. О представителях органов здравоохранения федерального и земельного уровней и говорить нечего: они буквально рукоплескали депутатской инициативе. Однако правящая коалиция, применив испытанный тактический прием, явно решила спустить дело на тормозах. Создали согласительную комиссию, которая долго и нудно совещалась, взвешивая все «за» и «против». В итоге было принято поистине соломоново решение: в ресторанах отныне курить нельзя, а в пивных, барах и пивных палатках – можно. Однако есть серьезные опасения в том, что благое начинание в итоге потерпит крушение, натолкнувшись на подводные камни терминологических хитростей. Ну, с ресторанами все ясно, а вот дальше начинаются трудности. Типично немецкие заведения, позиционирующие себя на ступеньку ниже, могут называться абсолютно по-разному – «кнайпе», «бир локаль», «бир штубе», «бир бар» и так далее. И во многих из них вас накормят так, что иной ресторан позавидует. Теперь, видимо, предстоит долго устанавливать критерии, которые отличают «бир локаль» (заведение, где преимущественно пьют) от «шпайзе локаля» – заведения, где преимущественно едят. Хотя в первом можно прекрасно поесть, а во втором – нехило выпить. Остается решить, где будет разрешено курить, а где нет... Зная любовь немцев к казуистике можно предположить, что препирательства эти продлятся достаточно долго. А вот с любителями быстрой езды в Германии даже и не пытаются тягаться: попытка ограничить скорость благопристойными 130 километрами в час, принятыми у соседей по ЕС, неизменно натолкнется на дружное сопротивление всех автовладельцев. Даже если им самим и в голову не придет носиться по автобану со скоростью в 220 километров в час. Когда Гельмут Коль в первый раз, еще в 80-х годах прошлого века, боролся за пост канцера ФРГ один из его предвыборных лозунгов звучал так: «Свободному гражданину – свободную езду». Удачный слоган настолько прочно впечатался в сознание немцев, что теперь все попытки установить ограничения, даже мотивируя это самыми благородными целями, вроде снижения аварийности и смертности на дорогах, воспринимаются немцами чуть ли не как ограничение прав человека. №6, 2006
lady-Justice
Век учись

Студенты, а не дипломаты Одним из самых успешных проектов Европейского Союза Брюссель считает Программу Эразмус – обмен студентами и оказание финансовой помощи малоимущим учащимся высших учебных заведений. Этот проект стартовал почти 20 лет назад, в июне 1987 года, и заслужил...

Студенты, а не дипломаты Одним из самых успешных проектов Европейского Союза Брюссель считает Программу Эразмус – обмен студентами и оказание финансовой помощи малоимущим учащимся высших учебных заведений. Этот проект стартовал почти 20 лет назад, в июне 1987 года, и заслужил высокую оценку специалистов. При этом выходцы из новых стран ЕС сейчас могут найти гораздо лучшую работу, нежели их дипломированные ровесники из Западной Европы. Создатели программы исходили из того, что традиция получать образование за рубежом возникла еще в период средних веков, и что доступ к знаниям необходимо обеспечить максимальному числу выходцев из семей со скромным достатком. Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу недавно с гордостью назвал участников Программы Эразмус «лучшими послами Европейского Союза». Он отметил, что, если в первый год проектом были охвачены всего 3,2 тысячи студентов, то в прошлом году их было уже почти 150 тысяч, причем они представляли 31 страну. К 2012 году планируется довести этот показатель до 3 миллионов учащихся вузов. При этом член Европейской Комиссии Ян Фигель, ответственный за образование, обучение, культуру и многоязычие, призвал правительства европейских стран внести вклад в финансирование учебы наиболее бедных студентов. Исполнительный орган ЕС опубликовал в декабре 2006 года доклад, согласно которому на каждого студента в рамках этого проекта затрачиваются в среднем 140 евро в месяц, а их дополнительные расходы зависят от того, живут ли они с родителями или самостоятельно. В документе подчеркивается, что выпускники вузов по Программе Эразмус обычно позже своих коллег начинают искать работу, но это занимает у них меньше времени – в среднем, всего 4 месяца. Спрос работодателей таких специалистов объясняется, среди прочего, тем, что они обладают способностью конкурировать в международных условиях, а это важно в процессе происходящей интеграции в Европе и глобализации в целом. Одним из недостатков программы чиновники в Брюсселе считают явно не равноценный обмен студентами: гораздо больше учащихся из Центральной и Восточной Европы учатся в университетах Западной Европы, нежели наоборот. Среди 20 самых привлекательных стран Европы, в которых больше всего желающих получать высшее образование, лидируют Испания и Италия. Виктор САМОЙЛОВ №6, 2006
no image
Калейдоскоп

Франция лидирует во внедрении биологического горючего для борьбы с загрязнением окружающей среды автомобилями. Тогда как власти Европейского Союза обязали страны-участницы добиться включения к 2010 году не менее 5,75 процента биотоплива в обычное горючее, французы намерены довести этот показатель до 7...

Франция лидирует во внедрении биологического горючего для борьбы с загрязнением окружающей среды автомобилями. Тогда как власти Европейского Союза обязали страны-участницы добиться включения к 2010 году не менее 5,75 процента биотоплива в обычное горючее, французы намерены довести этот показатель до 7 процентов. С этой целью в стране уже к концу начавшегося года будут открыты 500 бензоколонок, продающих «зеленый бензин» марки Е-85, который на 85% состоит из этанола, производимого из сахарного тростника, сахарной свеклы или кукурузы. Однако во Франции немало критиков такого решения. Признавая, что массовый переход на биогорючее способен уменьшить выбросы вредных газов в атмосферу, они вместе с тем напоминают: неизбежная интенсификация сельского хозяйства для производства сырья, в частности, увеличение использования инсектицидов и химических удобрений, тоже наносит немалый ущерб окружающей среде.   Пенсия подождет Парламент Португалии увязал возраст выхода на пенсию с ожидаемой продолжительностью жизни населения. Депутаты правящей Социалистической партии одобрили проект реформы социального страхования, в соответствии с которой нынешний возраст выхода португальцев на пенсию – 65 лет – увеличится в 2008 году на один месяц и один день, в 2009-м – на два месяца и 15 дней, а в 2017 году – до 66 лет. При этом уровень пенсий будет рассчитываться, исходя из показателей инфляции и объема ВВП, а не из минимальной зарплаты, как сейчас. Самая большая пенсия не сможет превышать 4 630 евро в месяц. Высчитываться сумма будет, исходя из отчислений на протяжении всей профессиональной карьеры работника. Одновременно новый закон предусматривает поощрение тех, кто не покидает работу по достижении пенсионного возраста, и вводит финансовые санкции для работоспособных португальцев, решивших уйти на покой раньше срока. Потребность в новом законе вызвана ростом продолжительности жизни и падением рождаемости в Португалии. Сейчас в самой западной стране на одного пенсионера приходятся 2,6 трудоспособных граждан, тогда как еще в 1980-е годы этот показатель был 3,8 к одному.   Шаг за шагом Хорватия достигла нового успеха на переговорах о своем вступлении в Европейский Союз, которые включают 35 тем. Успешно обсуждена вторая по счету глава – относительно просвещения и культуры (первой была наука и технология). Переговоры начались в октябре 2005 года. Член Европейской Комиссии Олли Рен, отвечающий за расширение ЕС, выразил удовлетворение ходом диалога с Хорватией. В Загребе также считают очень важным преодоление двух первых ступеней на пути в Союз.   Шенгенская зона расширится Согласован график расширения шенгенской зоны за счет стран, вступивших в ЕС в 2004 году: решено отменить контроль на внутренних сухопутных и морских границах с этими странами к 31 декабря 2007 года, а на воздушных – с 29 марта 2008 года. Это касается Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии. Однако этим государствам придется подтвердить, что они надежно обеспечивают выполнение всех требований, предъявляемых к участникам Шенгенских соглашений о свободе перемещения внутри этого пространства. Прежде всего, речь идет об охране внешней границы со странами, не входящими в ЕС. В шенгенскую зону входят все старые страны Союза, кроме Великобритании и Ирландии.   ЕС создаст свои консульства? В недрах Европейской Комиссии разрабатывают план создания в третьих странах сети консульств, которые управлялись бы непосредственно из ЕС. Сторонник этой меры, член Комиссии Франко Фраттини, ответственный за внутренние дела, юстицию и личные свободы, считает, что создание таких совместных представительств сможет сэкономить деньги и увеличить степень защиты граждан стран Союза. Эта защита может оказаться важной, поскольку только в трех странах – Китае, России и США – имеют консульства все страны ЕС. Теоретически, выходцы из них могут обратиться в случае необходимости за консульской защитой в представительства стран-партнеров, если в данной стране нет собственного консульства, однако мало кто знает об этом праве. Отсюда и идея образования единых консульств Брюсселя. Это особенно актуально с учетом того, что ежегодно европейцы совершают около 180 миллионов зарубежных поездок! В качестве регионов для проведения такого эксперимента предлагается Карибский бассейн, Западные Балканы и Западная Африка. Противники этой инициативы критикуют ее за то, что создание таких европейских консульств станет прецедентом для формирования собственных дипломатических представительств. №6, 2006
no image
БИЛЕТ В РОССИЮ

Россия и ЕС предотвратили кризис на этом направлении Войны вокруг экспорта европейского мяса и мясопродуктов в Россию не будет. Таков результат переговоров, которые состоялись в Москве перед Новым годом между министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым и членом Европейской Комиссии...

Россия и ЕС предотвратили кризис на этом направлении Войны вокруг экспорта европейского мяса и мясопродуктов в Россию не будет. Таков результат переговоров, которые состоялись в Москве перед Новым годом между министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым и членом Европейской Комиссии Маркосом Киприану, ответственным за здравоохранение и защиту потребителей. Проблема возникла в связи с вступлением в ЕС с 1 января 2007 года Болгарии и Румынии, где имеются определенные проблемы с обеспечением должного ветеринарного контроля над животноводческой продукцией, отмечались заболевания скота. Участие этих стран в ЕС означает для них автоматическую свободу торговли внутри Союза, следовательно, болгарское и румынское зараженное мясо теоретически могло попасть на единый внутренний рынок ЕС и оттуда – в Россию. Правда, по условиям приема Софии и Бухареста в плане полной свободы перемещения товаров в Союзе наложены некоторые временные ограничения. Москва пригрозила запретом на весь европейский мясной импорт, если проблема с Болгарией и Румынией не будет урегулирована. На московских переговорах глава российского сельскохозяйственного ведомства вновь отметил озабоченность, как он выразился, «ненормальной эпизоотической обстановкой» в этих двух странах. Со своей стороны, Европейская Комиссия приняла ряд мер, призванных успокоить как собственных потребителей, так и Россию. Брюссель тревожила и перспектива угрозы потери российского рынка для европейской мясной продукции (1,7 миллиарда евро в год), и перехода России к заключению двусторонних соглашений по торговле мясом вместо решения всех вопросов на уровне ЕС. Это подорвало бы прерогативы Европейской Комиссии, поскольку единая сельскохозяйственная политика – одна из старейших в ЕС, и расходы на нее составляют половину его бюджета. При этом надо уточнить, что ни одна страна-участница не пошла даже на предварительные контакты с Россией по этому вопросу, отдав переговорный процесс Брюсселю. В ходе московских консультаций были достигнуты принципиальные договоренности по спорным вопросам, связанным с болгарским и румынским мясом. «С 1 января поставка продукции из ЕС в Россию разрешена и продолжится, как обычно», – сказал А.Гордеев по итогам переговоров. Со своей стороны, М.Киприану заявил: «Нам удалось решить эту проблему, основным результатом встречи стало то, что как российские, так и европейские производители и потребители получили положительный сигнал». По его словам, «российские власти проявили доверие к высоким стандартам Европы в сфере ветеринарии и безопасности продовольствия, которые, защищая европейцев, защищают и россиян». Они сообщили, что окончательный документ доработают эксперты, чтобы он был подписан не позднее 18 января в Берлине, где в это время будет проходить крупнейшая традиционная аграрная выставка «Зеленая неделя». При этом на переговорах не обсуждались проблемы вокруг мясного импорта из Польши. Эта тема там стоит отдельно, и будет затрагиваться особо. Светлана ФИРСОВА №6, 2006
no image
Ноу-Хау

В программе «Панорама» британской телерадиовещательной корпорации Би-би-си был показан увлекательный сюжет в жанре расследовательской журналистики о том, что заполучить поддельный паспорт гражданина Европейского Союза – проще пареной репы. Корреспондентка этой компании дважды сумела беспрепятственно въехать на территорию Великобритании, представив на...

В программе «Панорама» британской телерадиовещательной корпорации Би-би-си был показан увлекательный сюжет в жанре расследовательской журналистики о том, что заполучить поддельный паспорт гражданина Европейского Союза – проще пареной репы. Корреспондентка этой компании дважды сумела беспрепятственно въехать на территорию Великобритании, представив на пограничном контрольном пункте эмиграционным чиновникам два фальшивых паспорта. В первом случае она якобы была гражданкой Латвии, а в другом – жительницей Эстонии, но ни разу ее документы не вызвали ни тени подозрения. Изготовители не подвели. По словам журналистки, эти подпольные дельцы знают свое дело туго, недаром один из них на вопрос – удавалось ли другим клиентам без проблем проникнуть в Великобританию, ответил с плохо скрываемой гордостью: «Сбоев не было». А другой злоумышленник даже заявил, что если, неровен час, возникнут трудности при въезде в Соединенное Королевство, то, «следующий паспорт будет за наш счет». Таким образом, удалось выяснить, что, несмотря на все меры защиты, ловкие мошенники мастерят фальшивые удостоверения личности в массовом порядке и даже гарантируют безупречное качество своих подделок. Впрочем, чаще всего используются краденые паспорта. В них просто меняют фотографию. Бывает, что пограничник заподозрит неладное, но вовсе не обязательно будет настаивать, чтобы вы расписались, и можно было сличить подписи. Кстати, у журналистки Би-би-си чиновник у миграционной стойки в аэропорту тщательно изучил все странички ее поддельного латвийского паспорта, задал все полагающиеся вопросы и тем вполне удовлетворился. Схожую процедуру она успешно прошла, когда прибыла в Лондон на поезде по краденому эстонскому паспорту. Пресс-секретарь министерства внутренних дел сделал в этой связи такое разъяснение: «Информация об утерянных или украденных паспортах передается странами-членами Евросоюза в общую базу данных Интерпола, у Великобритании есть доступ к ней». В Британии с этим не шутят. Если бы журналистка ненароком попалась с поличным, то могла бы загреметь за решетку. По закону, продажа и пользование поддельными удостоверениями личности грозит максимальным сроком заключения до 10 лет. Одна из причин такой строгости в том, что паспорт дает целый ряд привилегий и возможностей, скажем, по нему можно не только путешествовать, но также получать денежные переводы, открывать счет в банке, пользоваться системой здравоохранения. Власти понимают, насколько прибыльный бизнес у теневых фальшивопаспортистов. Надежды возлагаются на паспорта с биометрическими данными в микрочипе. Это напоминает соревнование монетных дворов, разрабатывающих купюры со все большим числом уровней защиты от подделок, и фальшивомонетчиков, которые споро осваивают новые технологии и выбрасывают на рынок свои копии. Кто кого опережает, трудно сказать. Кстати, выяснилось: чтобы заполучить псевдопаспорт Евросоюза, требуется не более 24 часов. Если отредактировать объявление, звучащее в московском метро, то получится актуально и для граждан ЕС: «Опасайтесь подделок. В них может содержаться заведомо ложная информация». Владимир МИХЕЕВ №6, 2006
БИЛЕТ В РОССИЮ
no image
БИЛЕТ В РОССИЮ

Россия и ЕС предотвратили кризис на этом направлении Войны вокруг экспорта европейского мяса и мясопродуктов в Россию не будет. Таков результат переговоров, которые состоялись в Москве перед Новым годом между министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым и членом Европейской Комиссии...

Россия и ЕС предотвратили кризис на этом направлении Войны вокруг экспорта европейского мяса и мясопродуктов в Россию не будет. Таков результат переговоров, которые состоялись в Москве перед Новым годом между министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым и членом Европейской Комиссии Маркосом Киприану, ответственным за здравоохранение и защиту потребителей. Проблема возникла в связи с вступлением в ЕС с 1 января 2007 года Болгарии и Румынии, где имеются определенные проблемы с обеспечением должного ветеринарного контроля над животноводческой продукцией, отмечались заболевания скота. Участие этих стран в ЕС означает для них автоматическую свободу торговли внутри Союза, следовательно, болгарское и румынское зараженное мясо теоретически могло попасть на единый внутренний рынок ЕС и оттуда – в Россию. Правда, по условиям приема Софии и Бухареста в плане полной свободы перемещения товаров в Союзе наложены некоторые временные ограничения. Москва пригрозила запретом на весь европейский мясной импорт, если проблема с Болгарией и Румынией не будет урегулирована. На московских переговорах глава российского сельскохозяйственного ведомства вновь отметил озабоченность, как он выразился, «ненормальной эпизоотической обстановкой» в этих двух странах. Со своей стороны, Европейская Комиссия приняла ряд мер, призванных успокоить как собственных потребителей, так и Россию. Брюссель тревожила и перспектива угрозы потери российского рынка для европейской мясной продукции (1,7 миллиарда евро в год), и перехода России к заключению двусторонних соглашений по торговле мясом вместо решения всех вопросов на уровне ЕС. Это подорвало бы прерогативы Европейской Комиссии, поскольку единая сельскохозяйственная политика – одна из старейших в ЕС, и расходы на нее составляют половину его бюджета. При этом надо уточнить, что ни одна страна-участница не пошла даже на предварительные контакты с Россией по этому вопросу, отдав переговорный процесс Брюсселю. В ходе московских консультаций были достигнуты принципиальные договоренности по спорным вопросам, связанным с болгарским и румынским мясом. «С 1 января поставка продукции из ЕС в Россию разрешена и продолжится, как обычно», – сказал А.Гордеев по итогам переговоров. Со своей стороны, М.Киприану заявил: «Нам удалось решить эту проблему, основным результатом встречи стало то, что как российские, так и европейские производители и потребители получили положительный сигнал». По его словам, «российские власти проявили доверие к высоким стандартам Европы в сфере ветеринарии и безопасности продовольствия, которые, защищая европейцев, защищают и россиян». Они сообщили, что окончательный документ доработают эксперты, чтобы он был подписан не позднее 18 января в Берлине, где в это время будет проходить крупнейшая традиционная аграрная выставка «Зеленая неделя». При этом на переговорах не обсуждались проблемы вокруг мясного импорта из Польши. Эта тема там стоит отдельно, и будет затрагиваться особо. Светлана ФИРСОВА №6, 2006
ВЗГЛЯД ИЗ БРЮССЕЛЯ
3-euro-elect_
ВЗГЛЯД ИЗ БРЮССЕЛЯ

Американская модель не подходит европейцам Вашингтон оказывает нажим на Брюссель с тем, чтобы Европейский Союз создал собственный единый фонд для распространения демократии в бывших советских республиках и странах Ближнего Востока, наподобие уже действующей американской организации. «Мы считаем, что давно настала...

Американская модель не подходит европейцам Вашингтон оказывает нажим на Брюссель с тем, чтобы Европейский Союз создал собственный единый фонд для распространения демократии в бывших советских республиках и странах Ближнего Востока, наподобие уже действующей американской организации. «Мы считаем, что давно настала пора Европе образовать что-то вроде нашего Национального фонда для демократии», – заявил высокопоставленный дипломат из США Скотт Карпентер члену Европейской Комиссии Бените Ферреро-Вальднер, отвечающей за внешние связи Европейского Союза. Разговор состоялся в начале декабря на проходившем в бельгийской столице семинаре. Американец выразил уверенность, что «для стремительного прорыва в зону противника, единственный способ продвижения гражданского общества в мире – это создание неправительственных организаций. Мы должны оказывать давление на зарубежные государства – да, вы не ослышались: оказывать давление, чтобы поддержать их на пути к демократии». В свою очередь, Карл Гришэм, глава Национального фонда для демократии, который ежегодно направляет в различные неправительственные организации за рубежом около 140 миллионов долларов, высказал мнение, что лидерам ЕС обязательно следует ориентироваться в этой политике на США. «Разве существует в этом деле европейский путь, отличающийся от американского? – риторически спросил он. И сам же ответил – Нет, есть только эффективный и неэффективный пути». Эту позицию поддерживают, в частности, руководители аналогичных фондов Великобритании, Германии, Нидерландов и Швеции, работающие с зарубежными продемократическими движениями. Например, через европейские неправительственные организации в период 1988–1992 годов Брюссель оказал крупную помощь ЮАР для мирного перехода африканской страны к демократии. Однако нынешняя Европейская Комиссия, по всей видимости, не проявляет интереса к призывам Вашингтона, а также ряда политических деятелей Старого Света, создать соответствующий фонд Европы или, на худой конец, совместный европейско-американский фонд «для продвижения демократических свобод» на бывшем советском пространстве и в ближневосточном регионе. В частности, Б. Ферреро-Вальднер полагает, что у европейцев уже имеются необходимые инструменты для достижения этой цели. Действительно, такими средствами можно считать миссии наблюдателей ЕС, присутствующие на выборах в зарубежных странах, предоставляемые немалые финансовые стимулы, политику нового соседства, помощь экономическому развитию, а также процесс постепенного расширения Союза за счет новых участников, отвечающих определенным требованиям. К тому же многие в Брюсселе считают ошибочной недавнюю финансовую поддержку Соединенными Штатами некоторых радикальных активистов революционных движений в Сербии, на Украине и в Белоруссии, что способствует серьезным конфликтам в обществе и не дает ожидаемых результатов. Ну а самым провальным и дорогостоящим американским проектом европейские чиновники называют попытку продвижения демократии в Ираке, осуществляя который США с 2003 года не только израсходовали колоссальные средства, но и потеряли около 3 тысяч своих солдат и офицеров. Андрей ПОСПЕЛОВ №6, 2006